Есть ли PR (Public Relations) в Украине?

        
         оставить комментарий

Есть ли PR (Public Relations) в Украине?

Что же происходило с рынком PR услуг (связей с общественностью) в Украине за период ее «самостоятельного» существования?

С чего все начиналось? С простейшей рекламы, соответствующей менталитету нашего народа. Все наверняка помнят Леню Голубкова, Fruitella, Koukou Roukou (Кукуруку — вафли), Wrigleys и прочие хиты, которые запоминались с ходу всеми, повторялись часто и навязчиво, и в конце-концов, приносили заказчику свои плоды, и немалые по тем временам. Кроме рекламы в нашей стране в 90-е никто не думал, и это факт.

Потом пришел новый век, а с ним вместе и масса новоявленных маркетологов и журналистов, которых вузы выпускали в огромных количествах, но только единицы из них были толковыми и донесли в массы такую «новую» науку как маркетинг и рекламные статьи, что принесло выгоду опять-таки заказчикам маркетинговых и рекламных кампаний.

Эра маркетинга и журналистики процветала довольно долго, где-то все первое десятилетие 21 века. В это время многие маркетологи и журналисты даже стали путать себя с пиарщиками, чем, в общем-то, и занимается большинство «специалистов» сферы связей с общественностью и по сей день.

Так что же такое пиар, есть ли этот рынок в Украине, и есть ли специалисты в сфере PR в нашей стране?

Давайте по порядку. Что такое пиар, и есть ли у нас PR-специалисты?

Многие «пиарщики» ответили бы, что пиар — это написание статей, публикация в СМИ, наращивание количества упоминаний бренда, создание его положительного образа, издательство корпоративных журналов и газет  и пр. Отчасти они будут правы. Но эти действия — лишь часть PR, одна из составляющих огромной машины, часть, которая касается профессии журналиста и копирайтера!

Нужны ли журналисты в PR? Просто необходимы! Без них никуда! Но как журналист единолично или даже несколько журналистов могут организовать PR-агентство полного цикла? Непонятный момент.

Нужны ли маркетологи в PR? Конечно! Но как команда пусть даже профессиональных маркетологов может называть себя PR компанией? Тоже неясно.

А ведь большинство пиар компаний Украины организовано либо журналистами, либо маркетологами, т.к. профессия PR-менеджер или PR-директор появилась у нас буквально год или два назад! И еще чисто физически нет и не может быть пиарщиков по определению.

Однако, это спорный аргумент. По моему мнению, пиарщика нельзя «воспитать», им нужно родиться! Почему? Ответ очевиден. Пиарщик — это Абсолютно Креативный Человек! А творческим и креативным можно лишь появиться на свет. Никакое учебное заведение, никакие тренинги и курсы не научат быть «лампочкой», генератором идей, в общем, творцом или креативщиком!

Конечно, многие могут возразить, приведя в пример известную фразу: «При желании можно и зайца научить курить!» Но ведь заяц научится только впускать и выпускать дым, и никогда сам не сообразит, что можно еще и колечки из него «смастерить», а может даже и кораблики или сердечки.

Так и с многими пиарщиками в Украине. Все научились писать статьи и размещать их в СМИ, даже рекламу в телевизор и на радио за бешеные деньги клиента транслируют, но это все откровенные клише и моветон. Новых идей нет ни у кого, ну почти ни у кого, за редким исключением. Есть только «команды профессионалов», которые сидят в офисах при галстуках и пишут концепции и стратегии, беря за свой «креатив» немалые деньги с клиента.

Так вот подытожим: пиар — это чистой воды креатив! И все остальные составляющие (маркетинг, журналистика, копирайтинг, брендинг и пр.) — это всего лишь инструменты для воплощения креатива в жизнь.

ИДЕЯ! Вот основа каждой успешной кампании по связям с общественностью. Клиенты и целевая аудитория перестали верить стандартным подходам, «работающим годами». И ни журналисты, ни маркетологи не являются генераторами концептуальных и стратегических идей, потому их клиентам и их «пиар-агентствам» уже не доверяют. Они способны только применить технологии маркетинга или чудеса копирайтинга, в лучшем случае это будет НЛП. Они говорят, что побороли «джинсу» (статьи в СМИ откровенно рекламного и заказного характера, выражаясь простым языком), но продолжают использовать стандарты, чем только портят репутацию клиентам и вызывают еще большее недоверие и отвращение их потенциальной целевой аудитории. Только творческий пиарщик способен продуцировать оригинальные вещи, вот почему современным трендом является именно Идея!

Если нет оригинальной идеи — нет пиара. Без идеи не будет интересен ни товар, ни услуга, ни бренд, ни персоналия, никто и ничто. Просто их не запомнят на сливающемся фоне мелькающих вывесок, слоганов и видеороликов. Очередные выброшенные на ветер деньги.

С определением пиара и профессионалами в этой сфере немного разобрались.

Следующий вопрос: есть ли рынок связей с общественностью в Украине и каков его объем на 2011 год?

Рынок PR есть однозначно (может быть, около 20-30 крупных компаний, остальные более мелкие). Есть спрос, который возрос за последние годы, есть и предложение в достаточном количестве. Больше всего компаниям-заказчикам нужен антикризисный и ситуационный пиар, особенно за последние пару лет кризиса, который продолжается до сих пор.

Бюджеты пиар-кампаний резко сократились после кризиса 2008 года, многие предприятия вообще вычеркнули связи с общественностью из своего бюджета и занимаются этой сферой только по надобности, пользуясь услугами аутсорсеров.

С другой стороны спрос на пиар-услуги возрос в сети Интернет из-за страха компаний потерять оставшихся своих клиентов, доходы которых также упали с наступлением кризиса. Они готовы выделить хотя бы небольшой бюджет на интернет-пиар из разряда «на поддержание трусов», чтобы остаться на плаву. Эта ниша рынка тоже плотно занята, благодаря наличию контор, которые занимаются SEO, SMO, SMM, продвижением и пиаром в Интернет.

Есть ли в Украине профессионалы в сфере пиар и продвижения в сети Интернет? Есть, но мало, так же, как и «оффлайновых» профессионалов. Мало, потому что в нашей стране эта сфера еще слишком молода, чтобы иметь в своих рядах толпы профессионалов, да и спрос на профессионалов маленький (чем не парадокс?), потому что их услуги считаются дорогими, хоть и суперэффективными. Да, за результат, приток доходов и клиентов приходится платить!

Подведем краткие итоги: пиар в Украине есть (ура!), профессионалов по связям с общественностью мало (увы!), бюджеты на пиар-кампаниям упали, НО: пиар действительно нужен многим и он будет еще более востребованным в ближайшие годы! А пока что: пиарщики, растите над собой, прыгайте выше головы, развивайтесь и творите! Креатив пробьет любую стену!

(с) Гончарова Юлия

Независимый PR-консультант,

Специально для PR-Group (Киев, Украина)

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «быть»

Все синонимы к слову БЫТЬ вы найдёте на Карте слов.

Белая сгущенка — черный пиар

В последнее время полемика по поводу качества сгущенного молока приобрела очень большой резонанс. Пожалуй, этот продукт входит в число наиболее «скандальных». Разоблачения и сенсационная информация о том или ином производителе сгущенки, результаты различных «независимых» тестов в Интернет и СМИ уже стали привычным делом для потребителя.

Читать далее...

Будущее маркетологов. Взгляд из 2008 года

2009 год… Украина… Ветер перебирает листы пятисотстраничного документа «План маркетинга корпорации 2008-2018 гг», выброшенного в мусорный контейнер около бизнес-центра класса А...

Читать далее...

Cлоган — что это?

Слоган — краткая формулировка основной идеи рекламной кампании или бренда. Рекламная кампания может быть направлена на популяризацию самого бренда или освещать акцию осуществляемую этим брендом, или предлагать новый продукт или услугу бренда. Слоган может использоваться во всех видах рекламы — от фирменного стиля до промо-акции.

Читать далее...

Основные носители наружной рекламы. Часть 1

Статья-обзор основных носителей наружной рекламы и их особенностей. В этой части мы расскажем о билбордах, призмах и брандмауэрах.

Читать далее...

Фуд-стайлинг или как делают рекламу еды

При покупке того или иного товара мы с горечью понимаем, что он выглядит не так красиво как это нарисовано на упаковке. А дело тут вот в чем, вся реклама еды снимается по своим правилам, а можно сказать, что вообще без правил. О технологии «пищерекламы» расскажем в статье.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.