Личносто-ориентированное содержание образования

        
         оставить комментарий

Стратегия обучения должна предусматривать безусловное достижение определенного уровня обязательной математической подготовки  всеми школьниками и одновременно создавать условия для достижения более высоких результатов теми учащимися , которые проявляют склонность и интерес к предмету. Достижение условия обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решать – ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше.

Состояние знаний учащихся средней школы по математике в настоящее время нельзя считать вполне удовлетворительными. Несмотря на значительное время, отведенное учебным планом  изучению математики, знание ее все же остается подчас формальным и быстро выветривается из памяти.

Работая с учениками выпускных классов уже много лет, я заметила, что многие выпускники средних школ не умеют самостоятельно рассуждать, на экзаменах они показывают силу своей памяти, а не живую, активно работающую мысль.  Я решила изучить эту проблему глубже и составила некоторые программы для более глубокого изучения математики для учеников, заинтересовавшихся ею.

В связи с этим необходимо постоянное совершенствование и дальнейшее повышение эффективности обучения и воспитания учащихся в средней школе. От умения учителя выбрать оптимальные методические способы и приемы обучения зависят повышение заинтересованности учащихся в изучении математики,  сознательное освоение программного материала, пробуждение активной самостоятельной работы, ответственное отношение учащихся ко всей работе, стремление самостоятельно приобрести знания.

За время обучения в V-IX классах заметно вырисовывается дифференциация учащихся по успеваемости, по ориентации на будущую профессию.  Также современная система обучения математике в школе должна обеспечить такой уровень подготовки в профильном обучении, который полностью обеспечивал бы потребности высшей школы.

В старших классах дифференциацию осуществляю за счет обучения по разным программам.  Наряду с программами, реализующими базовый компонент образования, предусматриваю программы, в разной мере углубляющие содержательные линии базового компонента или расширяющие его в соответствии с потребностями профиля.

Решение различных задач и примеров по математике является наибелее эффективной формой для усвоения знаний, навыков и развития математической деятельности и самостоятельности мышления. Очень важно, чтобы упражнения являлись в процессе обучения способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. Таким требованиям в значительной мере удовлетворяют различные математические тесты,  качество которых соответствует основным требованиям классической технологии.

Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволит учащимся:

  • выявить проблемы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их;
  • развить сообразительность и быстроту мышления;
  • сформировать оптимальную тактику тестирования

учителю:

  • установить уровень знаний как по отдельному ученика, так и по классу,  и параллелям классов;
  • диагностировать наиболее «провальные» темы, а значит, своевременно корректировать учебный процесс;

родителям:

  • установить объективный уровень знаний своего ребенка.

Прежде всего учителю следует учитывать интересы учащихся класса.  Дело в том, что в любом классе имеется значительное число учащихся, которые готовятся поступать в институты, где требуется серьезная математическая подготовка. Поэтому учитель не может ограничиться только программными и обязательными результатами обучения.

На этом этапе дифференциация  образования – это определяющий фактор и условие его демократизации и гуманизации,  который закрепляется в базовом учебном плане в виде обязательных курсов по выбору,  углубленного и профильного обучения в старших классах, факультативов и кружков по интересам,  индивидуальных и групповых занятий как внутри одного класса, так и в межклассных  и разновозрастных учебных группах.  Диффернциация, дополняющая общий и обязательный для всех учащихся программный материал, создает условия для индивидуального обучения, наиболее полного раскрытия склонностей и способностей школьников.

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.

На этой ступени я практикую кружковые, факультативные занятия, спецкурсы, основная цель которых развивать и укреплять интерес учащихся к предмету, желание осваивать его глубже и шире. Кроме того, веду индивидуальные и групповые занятия, цель которых – удовлетворение индивидуальных потребностей школьников. Они направлены как на развитие способностей учеников, рано проявляющих отчетливый интерес к предмету, так и на изучение курса ученикам, испытывающими определенные трудности в усвоении материала.

Уже в V классе организуется группа ребят, желающих заниматься математикой дополнительно. Данный курс проходит по программе: «Решение задач повышенной трудности».  Для этой работы очень хорошо подходят тесты для систематизации знаний под редакцией А.П.Иванова. Книга составлена таким образом, что есть возможность сначала повторить материал начальной школы, затем в течение года отрабатывать текущие темы на более высоком уровне.  Так как дети такого возраста еще плохо ориентируются в тестах и у них еще нет той быстроты, с которой требуется их решать. То возникает необходимость отработки этой реакции.  В конце года есть возможность подвести итоги с использованием теста и реально оценить знания учащихся. Причем каждый тест дается в нескольких вариантах для отработки более сложных заданий.

Цель данного курса обучения:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Задачи данного курса:

  • обеспечить интеллектуальное развитие личности;
  • формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • сформировать представления об идеях и методах математики, о математике,  как форме описания и методе познания действительности;
  • сформировать представление  о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного процесса.

Принципиальным положением организации школьного математического образования становится дифференциация обучения математике в основной школе. При этом достижение условия обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной деятельности. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьники должны получать индивидуальные задания, развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Из опыта подготовки к ЕГЭ по математике

В данной статье автор делится опытом подготовки учащихся к ЕГЭ.

Читать далее...

Учитель математики: «Я — за ЕГЭ И ГИА!»

Анализ просмотренных статей на эту тему в журнале. Я — учитель математики, принимаю участие В ЕГЭ уже 8 лет. Вопреки всем выступлением о подтасовке результатов, знаю, что много сил отдано с моей стороны, много трудились и выпускники. Мой 11-ый класс сдавал без всяких списываний. С их же слов: экзамен проводился в строгой обстановке. Но и ребята были подготовлены. Кроме того, уже абсолютно все поняли, что эта форма сдачи экзамена — наиболее эффективная.

Читать далее...

Размышления бывшей педагогической «крысы» о проблемах ЕГЭ

Проблемы ЕГЭ. Не отменять, а усовершенствовать. Не ломать, а строить! Найти истинные причины упадка российского образования: пересмотреть цели образования, содержание образования и т.д. Образование — истинная площадка для инноваций.

Читать далее...

ГИА и ЕГЭ или Государство и Абразование

Я думаю, все уже в курсе, что ЕГЭ для 11 классов отныне станет нормой и стандартом жизни. Но теперь после 9 класса вводится на постоянной основе ГИА (государственная итоговая аттестация). ГИА — что-то вроде ЕГЭ, но для 9 класса. В связи с этим возникает вопрос: а нужно ли нам это? Как аукнется происходящее на выпускниках? Или, быть может, образование выходит на новый уровень?

Читать далее...

Урок русского языка в 11-ом классе. Фонетика. Орфоэпия.

Урок русского языка по повторению фонетики и орфоэпии. (Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ).

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.