Личносто-ориентированное содержание образования
|
оставить комментарий |
Стратегия обучения должна предусматривать безусловное достижение определенного уровня обязательной математической подготовки всеми школьниками и одновременно создавать условия для достижения более высоких результатов теми учащимися , которые проявляют склонность и интерес к предмету. Достижение условия обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решать – ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше.
Состояние знаний учащихся средней школы по математике в настоящее время нельзя считать вполне удовлетворительными. Несмотря на значительное время, отведенное учебным планом изучению математики, знание ее все же остается подчас формальным и быстро выветривается из памяти.
Работая с учениками выпускных классов уже много лет, я заметила, что многие выпускники средних школ не умеют самостоятельно рассуждать, на экзаменах они показывают силу своей памяти, а не живую, активно работающую мысль. Я решила изучить эту проблему глубже и составила некоторые программы для более глубокого изучения математики для учеников, заинтересовавшихся ею.
В связи с этим необходимо постоянное совершенствование и дальнейшее повышение эффективности обучения и воспитания учащихся в средней школе. От умения учителя выбрать оптимальные методические способы и приемы обучения зависят повышение заинтересованности учащихся в изучении математики, сознательное освоение программного материала, пробуждение активной самостоятельной работы, ответственное отношение учащихся ко всей работе, стремление самостоятельно приобрести знания.
За время обучения в V-IX классах заметно вырисовывается дифференциация учащихся по успеваемости, по ориентации на будущую профессию. Также современная система обучения математике в школе должна обеспечить такой уровень подготовки в профильном обучении, который полностью обеспечивал бы потребности высшей школы.
В старших классах дифференциацию осуществляю за счет обучения по разным программам. Наряду с программами, реализующими базовый компонент образования, предусматриваю программы, в разной мере углубляющие содержательные линии базового компонента или расширяющие его в соответствии с потребностями профиля.
Решение различных задач и примеров по математике является наибелее эффективной формой для усвоения знаний, навыков и развития математической деятельности и самостоятельности мышления. Очень важно, чтобы упражнения являлись в процессе обучения способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. Таким требованиям в значительной мере удовлетворяют различные математические тесты, качество которых соответствует основным требованиям классической технологии.
Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволит учащимся:
- выявить проблемы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их;
- развить сообразительность и быстроту мышления;
- сформировать оптимальную тактику тестирования
учителю:
- установить уровень знаний как по отдельному ученика, так и по классу, и параллелям классов;
- диагностировать наиболее «провальные» темы, а значит, своевременно корректировать учебный процесс;
родителям:
- установить объективный уровень знаний своего ребенка.
Прежде всего учителю следует учитывать интересы учащихся класса. Дело в том, что в любом классе имеется значительное число учащихся, которые готовятся поступать в институты, где требуется серьезная математическая подготовка. Поэтому учитель не может ограничиться только программными и обязательными результатами обучения.
На этом этапе дифференциация образования – это определяющий фактор и условие его демократизации и гуманизации, который закрепляется в базовом учебном плане в виде обязательных курсов по выбору, углубленного и профильного обучения в старших классах, факультативов и кружков по интересам, индивидуальных и групповых занятий как внутри одного класса, так и в межклассных и разновозрастных учебных группах. Диффернциация, дополняющая общий и обязательный для всех учащихся программный материал, создает условия для индивидуального обучения, наиболее полного раскрытия склонностей и способностей школьников.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
На этой ступени я практикую кружковые, факультативные занятия, спецкурсы, основная цель которых развивать и укреплять интерес учащихся к предмету, желание осваивать его глубже и шире. Кроме того, веду индивидуальные и групповые занятия, цель которых – удовлетворение индивидуальных потребностей школьников. Они направлены как на развитие способностей учеников, рано проявляющих отчетливый интерес к предмету, так и на изучение курса ученикам, испытывающими определенные трудности в усвоении материала.
Уже в V классе организуется группа ребят, желающих заниматься математикой дополнительно. Данный курс проходит по программе: «Решение задач повышенной трудности». Для этой работы очень хорошо подходят тесты для систематизации знаний под редакцией А.П.Иванова. Книга составлена таким образом, что есть возможность сначала повторить материал начальной школы, затем в течение года отрабатывать текущие темы на более высоком уровне. Так как дети такого возраста еще плохо ориентируются в тестах и у них еще нет той быстроты, с которой требуется их решать. То возникает необходимость отработки этой реакции. В конце года есть возможность подвести итоги с использованием теста и реально оценить знания учащихся. Причем каждый тест дается в нескольких вариантах для отработки более сложных заданий.
Цель данного курса обучения:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Задачи данного курса:
- обеспечить интеллектуальное развитие личности;
- формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- сформировать представления об идеях и методах математики, о математике, как форме описания и методе познания действительности;
- сформировать представление о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного процесса.
Принципиальным положением организации школьного математического образования становится дифференциация обучения математике в основной школе. При этом достижение условия обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной деятельности. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьники должны получать индивидуальные задания, развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.
Реклама
Комментарии
Вам будет также интересно
Из опыта подготовки к ЕГЭ по математике

В данной статье автор делится опытом подготовки учащихся к ЕГЭ.
Учитель математики: «Я — за ЕГЭ И ГИА!»

Анализ просмотренных статей на эту тему в журнале. Я — учитель математики, принимаю участие В ЕГЭ уже 8 лет. Вопреки всем выступлением о подтасовке результатов, знаю, что много сил отдано с моей стороны, много трудились и выпускники. Мой 11-ый класс сдавал без всяких списываний. С их же слов: экзамен проводился в строгой обстановке. Но и ребята были подготовлены. Кроме того, уже абсолютно все поняли, что эта форма сдачи экзамена — наиболее эффективная.
Размышления бывшей педагогической «крысы» о проблемах ЕГЭ

Проблемы ЕГЭ. Не отменять, а усовершенствовать. Не ломать, а строить! Найти истинные причины упадка российского образования: пересмотреть цели образования, содержание образования и т.д. Образование — истинная площадка для инноваций.
ГИА и ЕГЭ или Государство и Абразование

Я думаю, все уже в курсе, что ЕГЭ для 11 классов отныне станет нормой и стандартом жизни. Но теперь после 9 класса вводится на постоянной основе ГИА (государственная итоговая аттестация). ГИА — что-то вроде ЕГЭ, но для 9 класса. В связи с этим возникает вопрос: а нужно ли нам это? Как аукнется происходящее на выпускниках? Или, быть может, образование выходит на новый уровень?
Урок русского языка в 11-ом классе. Фонетика. Орфоэпия.
Урок русского языка по повторению фонетики и орфоэпии. (Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ).