Урок русского языка в 11-ом классе. Фонетика. Орфоэпия.

        
         оставить комментарий

  Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 337

Невского района Санкт-Петербурга

Учитель  русского языка и литературы

Кобиль Татьяна Леонидовна

 

 

 

План - конспект.

  Урок  русского языка в 11 классе  по теме «Фонетика. Орфоэпия». (Подготовка к ЕГЭ).

 

Цели:

  • Повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как фонетика и орфоэпия; чёткое разграничение понятия “буква” и “звук”;
  • Закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания; развивать мышление, память, обогащать словарный запас учащихся, работать над дикцией;
  • Воспитывать речевую культуру учащихся.

Оборудование:   тест по темам “Фонетика. Орфоэпия”

Литература:

  1. 1.     Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М.: Педагогический университет “Первое сентября”.
  1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.

 

                                                  Ход урока

1. Организационный момент

2. Орфоэпическая пятиминутка

Свекла, баловать, договор, Лукинична, звонит, каталог, красивее, коклюш, щавель, столяр, опека, обеспечение, пуловер, квартал, бармен, кухонный, цыган, облегчить, украинский, нефтепровод, газопровод, ходатайство, камбала, Ильинична, премировать, апостроф, туфля, кофе, языковая колбаса, жалюзи, оптовый, иконопись, феномен, донельзя, арахис, тефтели, торты, вероисповедание

3. Фронтальный опрос по теме “Фонетика”

– Что изучает фонетика?
– Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками?
– В чём различие между буквой и звуком?
– В чём различие между произношением гласных и согласных звуков?
– В чём различие между глухими и звонкими согласными ?
– Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости? 
– В чём различие между твёрдыми и мягкими согласными?
– Какие звуки образуют пары по твёрдости/мягкости?
– Какие являются непарными?
– Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
– Какие согласные звуки называются шипящими?
– Какие буквы, и в каких условиях обозначают два звука? Приведите примеры

4. Тест по теме “Фонетика”

Задание 1

В каком слове произносится гласный [А]?

1) прямой 
2) прямо 
3) пояс 
4) частички

Задание 2

В каком слове произносится гласный [О]?

1) городская 
2) шелковистый 
3) шёлк 
4) пощада

Задание 3

В каком слове произносится звук [С]?

1) с дороги 
2) из дома 
3) безвкусный 
4) сжать

Задание 4

В каком слове произносится звук [Г]?

1) рейтинг 
2) каталог 
3) анекдот 
4) простого

Задание 5

В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

1) страстное, бьющаяся, подстричь
2) июльский, маячить, прелестное
3) создаёшь, поющие, местность
4) тростниковые, вскользь, разъярившийся

Задание 6

В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?

1) непроходимый, алюминиевый, грустный
2) юридический, вьетнамская, предыдущим
3) предъявление, яростный, вальсировать
4) Япония, воюющий, юбиляр

Задание 7

В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

1) просьба, въедливый, свадебное
2) дружелюбие, старьёвщик, компенсация
3) разъяриться, повсеместный, скользко
4) окрестность, улыбаться, моющаяся

Задание 8

В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) станица, предки, письмецо
2) посадка, тапки, вместе
3) все, птица, текст
4) пехота, кусты, кашевар

Задание 9

В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) ежевика, сбросил, чемодан
2) южный, мороз, резвый
3) деревня, царица, небесный
4) ножны, сделали, вьюжная

Задание 10

В каком ряду во всех словах нет звука [С]?

1) бесшумный, сжал, электровоз
2) возросший, расщепить, перевозка
3) косьба, айсберг, сзади
4) вылезший, рассчитать, тяжеловоз

Задание 11

В каком ряду во всех словах есть звук [Ш]?

1) расширить, пейзаж, дрожжи
2) шлифовальщик, нарежьте, гаражный
3) съешьте, ложки, предложить
4) стриж, намажьте, чтобы

Задание 12

В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) антитеза
2) бенефис
3) тембр
4) генетика

Бланк ответов фонетика

Варианты ответов

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к ответам фонетика

Варианты ответов

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Х

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

Х

3

 

Х

 

Х

 

 

Х

Х

 

Х

 

 

4

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

Х

 

 

5. Тест по теме “Орфоэпия”

Задание 1

В каком слове ударение на первом слоге?

1) досуг 
2) поняв 
3) созыв 
4) гербовый

Задание 2

В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) документ 
2) каракуль 
3) позвоним 
4) тенденция

Задание 3

В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) лечо, дефис, дралась
2) приняли, наискось, досуха
3) завидно, изыск, квартал
4) кухонный, добыча, допив

Задание 4

В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) портовый, процент, досуг
2) клялась, торты, искоса
3) замкнутый, звонница, навзничь
4) древко, живность, приняла

Задание 5

В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?

1) красивее, прислала, агент
2) закупорить, допивший, километр
3) выключить, сорвала, заперлась
4) прибрала, аноним, алфавит

Задание 6

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) закУпорить 
2) договОр 
3) досУг 
4) газопрОвод

Задание 7

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) тОрты 
2) сирОты 
3) лОмоть 
4) тУфля

Задание 8

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) некролОг 
2) катАлог 
3) звОнит 
4) цЕпочка

Задание 9

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИнять 
2) бАловать 
3) щавЕль 
4) углУбить

Задание 10

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) фенОмен 
2) сАбо 
3) пиалА 
4) диспансЕр

Орфоэпия

Бланк ответов орфоэпия

Варианты ответов

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к ответам А2

Варианты ответов

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

2

 

Х

Х

 

 

 

 

 

 

Х

3

 

 

 

Х

 

 

Х

 

Х

 

4

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

Приложение

Орфоэпический словарик

агЕнт

агрономИя

алфавИт

апострОф

арЕст

асимметрИя

баловАть(ся) бАрмен

бесОвщина

блАговесТ

вАловые

валОм вАлит

вероисповЕдание

верховЕнство вЕчеря

гЕнезис

граждАнство

гротЕсковый

грунтовЫе

дедовщИна

дефИс

диАспора

диоптрИя

диспансЕр

дОгмат

дрЕвко

духовнИк

жалюзИ

жерлО

завИдно

знАмениЕ

изЫск

Иконопись

иконопИсец

исконИ

исчЕрпать

каталОг

кладовАя

колОсс

коклЮш

крАшение

кремЕнь

кУхонный

мАркетинг

мастерскИ

мЕльком

мессИя

многочасовЫе мусоропровОд намЕрение

недвИжимость

недремАнное (око)

нЕнецкий

непроторЁнный

несказАнно

неустАвные (отношения)

нефтепровОд

новорождЁнный

обеспЕчение обесцЕнить

облегчИть

ободрИть

образовАнщина односостАвное

оптОвый

освЕдомиться

Отзыв (на рукопись)

отзЫв (депутата)

откУпорить

отчАсти

пАмятуя

пИхта

платО

повторЁнный

подрОстковый

предвосхИтить

принУдить

приобретЕние

разгосударствлЕние

санитарИя

свЁкла

слИвовый (джем)

скрОенный

созЫв

сосредоточЕние

срЕдства

столЯр

сторИцей

страховщИк

табУ

тамОжня

тамОженный

торгИ

танцОвщица

тотЕм

травянИстый

углубИть

украИнский умЕньшить

упрОчение

факсИмиле

феЕрия

фенОмен (явление)

фетИш

хвОя

хлОпковое

ходАтайство христианИн

ценовАя

шассИ

щавЕль

экспЕрт

языковАя (норма)

языкОвая (колбаса)

Примечание.

Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты — джИнсовый и джинсОвый, заИндевелый и заиндевЕлый, комбАйнер и комбайнЁр, металлургИя и металлУргия, пропОлис и прОполис, пЕтля и петлЯ, рожЕница и роженИца, ржАветь и ржавЕть, сАжень исажЕнь, твОрог и творОг;

при нормативном ударении Августовский допустимо августОвский, при берЁста допустимо берестА, при ракУшка допустимо рАкушка, принасторожЁнный допустимо насторОженный; при нормативном ударении индустрИя — устарелое индУстрия, при сметлИвый — устарелое смЕтливый,при рАкурс устарелое ракУрс.

6. Чтение текста с соблюдением орфоэпических норм

Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, однако опытн(ый, ая) менеджер Ирина Ильинична, избалован (ый, ая) судьбой, не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор (а, ы) на оптовые поставки готовой продукции. Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.

7.  Рефлексия.

8. Оценки.

9. Домашнее задание.

 

 

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «фонетика»

Все синонимы к слову ФОНЕТИКА вы найдёте на портале Викислово.

Алгоритм работы над устной темой в процессе изучения иностранного языка

В статье даны методические рекомендации для учителей иностранного языка по теме «Времена года».

Читать далее...

Математический русский язык

В школе заболела преподавательница русского языка и поставили на замену математика. Приходит он на урок к ученикам...

Читать далее...

Разнообразие видов упражнений на уроке иностранного языка

Как известно, урок — явление чрезвычайно сложное и многогранное, понятие комплексное, многоаспектное, одним из важнейшим качеством которго является логика, касающаяся многих его сторон. Установлены четыре аспекта логики урока.

Читать далее...

Геометрия в рабочих профессиях

В статье говорится о необходимости геометрических знаний в самых простых рабочих профессиях, так как именно эти знания способствуют сохранению и возрождению этих профессий.

Читать далее...

Из опыта подготовки к ЕГЭ по математике

В данной статье автор делится опытом подготовки учащихся к ЕГЭ.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.