Невозвращенцы

        
         оставить комментарий

Премьерные показы фильмов проекта «Фронтлайн» стали доброй традицией для петербургского пресс-клуба «Зеленая лампа». Правда, обычно в рамках этого проекта гостям клуба демонстрируют ленты, снятые, в соответствии с названием акции, на «переднем крае» схватки Добра со Злом, в одной из многочисленных «горячих точек» нашей несчастной планеты. Показанная в минувшую среду картина явилась в этом смысле редким исключением. Фильм режиссера Дмитрия Завильгельского «Возвращение Александра Сергеевича в Россию» рассказал о судьбе молодого российского ученого, вынужденного строить свою карьеру за границей.

Внешне судьба биолога Александра Сергеевича Ермакова выглядит вполне благополучно. После защиты кандидатской диссертации он вот уже девять лет успешно трудится на научном поприще в Великобритании. Но, как выясняется из фильма, не оставляет мысли о возвращении на родину. Собственно о такой попытке возвращения героя к «родным пенатам» и рассказывают авторы фильма.

Казалось бы, тема эта давно известна, и даже, простите, где-то набила оскомину. Особенно часто пытаются спекулировать на ней псевдопатриоты, гневно упрекающие современную молодежь за то, что она, якобы, массово продается «за чечевичную похлебку», предпочитая комфортную жизнь на Западе, кропотливому и каждодневному труду на благо великой России.

Демократы и истинные патриоты вяло возражают им, сравнивая уровень жизнь высококвалифицированных специалистов за рубежом и в России, естественно, не в пользу последней.

На этом обычно подобные «дискуссии» и заканчиваются, фактически так и не начавшись.

Признаться, я тоже поначалу подумал, что действие будет развиваться в том же ключе. Разве что расстановка акцентов будет зависеть от политических пристрастий и предпочтений авторов ленты.

Этому способствовал нарочито размеренный и неторопливый ритм картины, медленный и тягучий, как сама бесконечная и беспросветная российская действительность. Мы встречаем героя в аэропорту, присутствуем на его встречах с родными, друзьями, становимся свидетелями передачи на радио «Маяк», где Александр Ермаков внятно заявляет о своем намерении остаться в России. Наконец, видим, как он пытается робко и неуклюже это намерение реализовать.

Но здесь зрителя ожидает приятный сюрприз. Именно зрителя, поскольку героя, как мы увидим в конце фильма, ничего приятного в России не ждет.

Дело в том, что авторы находят неожиданный сюжетный поворот. На фоне всеобщей истерии, призывающей к «возвращению мозгов» на свою историческую родину, они на примере одного конкретного успешного ученого с грустью показывают нам, что эти «мозги» здесь никому не нужны.

Никто не ждет в России Александра Ермакова. Кроме, разве что, мамы, да мимоходом упомянутой тетушки. Больше никто. Он никому не нужен.

Перед нами чередой проходят «герои второго плана». Они и рады, вроде бы, возвращению Александра, но на самом деле это возвращение невероятно далеко от их повседневных нужд и интересов.

Кстати, эти герои фантасмагоричны сами по себе, и больше напоминают персонажей игровой притчи, нежели документальной ленты. Среди них московский доктор наук, кажется больше интересующийся игрой на барабанах и выпивкой, нежели непосредственно наукой. Или его питерский коллега, этакий идеалист-шестидесятник, ставящий уникальные опыты в пластиковых кюветах и мечтающий поставить памятник дождевому червяку.

Правда, в разговоре промелькнуло упоминание о какой-то девушке, вроде бы, влюбленной в нашего героя и ждущей его все эти долгие девять лет. Но упоминание о ней было настолько зыбким и призрачным, что сам герой справедливо усомнился в реальности существования этой «фантомной» барышни.

Самое тягостное впечатление оставляют сцены общения Александра Ермакова с питерскими «остепененными» коллегами. Российские «доценты с кандидатами» встречают его с откровенной ненавистью. Она буквально висит клубами в аудитории научного учреждения. Для этих людей Ермаков чужак, а то, что он сумел добиться за рубежом заметных успехов, делает его вдвойне чужаком, и, следовательно, вдвойне ненавидимым.

С нескрываемо радостью они отказывают талантливому Александру Ермакову в поступлении в докторантуру.

Теперь ему фактически уже не остается ничего иного, кроме как вернуться в Эдинбург.

Но и этот прекрасный город тоже принимает его прохладно. За эти годы он, похоже, не стал для россиянина родным. Саша Ермаков и здесь кажется чужим на фоне легендарных замков и мрачных средневековых стен.

Вывод печален. Страна отгородилась от окружающего мира и процесс этот продолжается. Российский обыватель, в том числе, обыватель со званиями и степенями, жадно тянется к благам и комфорту, но презирает и люто ненавидит тех, кому эти блага в силу таланта или улыбки фортуны оказались доступными. Пропасть между Россией и «враждебным окружением» расширяется с каждым днем.

В результате многие вынуждены уезжать, становясь «невозвращенцами поневоле» в стремящимся к объединению мире двадцать первого века.

Хотя, по идее, настоящими «невозвращенцами» сегодня являются как раз те, кто воздвигает барьеры и выталкивает наших соотечественников из своих рядов. «Невозвращенцами» из мира Тьмы в мир Света.

Авторы фильма, возможно сами того не подозревая, вынесли приговор. Жесткий и безжалостный.

Юрий Гладыш

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «невозвращенец»

Все синонимы к слову НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ вы найдёте на Карте слов.

Сны по Андрею

Накануне семьдесят девятой головщины со дня рождения выдающегося советского и российского кинорежиссера Андрея Тарковского специально для зрителей и читателей портала «Эпос» кинорежиссер Александр Наговицын рассказывает о своих встречах с великим Мастером и предлагает нашему вниманию свой документальный фильм, посвященный юбиляру.

Читать далее...

Рецензия на фильм «Притворись моей женой»

Ещё одна лёгкая, без каких-либо претензий на интеллектуальность, комедия. Главный герой — пластический хирург по имени Дэнни, самодостаточный, состоятельный, уверенный в себе...

Читать далее...

Книги против фильмов

Небольшой материал, в котором представлено небольшое сравнение художественной литературы и кинематографа.

Читать далее...

Рецензия на фильм Диктатор / The Dictator (2012)

Недавно я посмотрел скандальный и нашумевший фильм Диктатор. Хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями, которые возникли у меня после просмотра.

Читать далее...

Треспасс Дженерейшн

Статья о 36-м кинофестивале в Торонто (TIFF), который завершил свою работу 18 сентября 2011 года.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.