Сны по Андрею

        
         оставить комментарий

Андрей Тарковский- Просматривая Интернет, я недавно отметил, что наиболее часто встречающее прилагательное к имени Андрея Тарковского  –  «культовый».

Таковым он стал для меня, когда я увидел четвертый полнометражный фильм этого известного советского кинорежиссера, известного, кстати,  больше на Западе, нежели  в своем отечестве. Этот фильм, полный автобиографических мотивов, я посмотрел в далеком Ташкенте. В один день два раза  -  утром и вечером. Не было до этого в моей жизни впечатления от кино более сильного, чем от второго, вечернего,  просмотра «Зеркала».

В то время о творчестве Тарковского писали редко. Фильмы его показывали, в основном, по киноклубам и кинотеатрам на окраине. Он был полуопальным режиссером. «Андрей Рублев»  с трудом вышел на экран, пролежав на полке не один год, да и то - вышел в искаженном цензурой варианте. Фильму «Зеркало» обкромсали тираж. В моем родном  городе Ижевске в прокате этой картины не было вовсе.

Но существовал в Ижевске университетский киноклуб с тем же именем – «Зеркало». Имя это киноклубу я дал в 1977 году. Каждый год в клубе мы показывали фильмы Тарковского.  В других кинотеатрах Ижевска фильмы «культового» режиссера не показывали, хотя в высоких кругах профессионалов о нем уже тогда отзывались, как о гении.

В своих воспоминаниях Наталья Бондарчук рассказывает о первых встречах с Тарковским. «Нам сказали, что завтра придет гений». Это было еще до съемок его третьего фильма по роману Станислава Лема, знаменитого сейчас «Соляриса», в котором ей предстояло сыграть главную роль.

Мне как воздуха не хватало информации о творчестве Тарковского. Я решил издать свой сборник, посвященный творчеству Мастера. Тогда это называлось «самиздат». Привлек к работе над проектом  актив своего клуба, оповестил знакомые мне киноклубы в других городах РСФСР.  Года через два мы этот сборник издали, тиражом 12 экземпляров. 

Именно этой работе я обязан встрече с Андреем Арсеньевичем. Встречу с Андреем Тарковским мне устроил президент киноклуба «Современник» из Рыбинска Борис Крейн. Он пригласил Тарковского в свой киноклуб, и позвал меня тоже приехать на эту встречу, поскольку знал об издании нашего сборника.

Я приехал в Рыбинск с пленочной кинокамерой «Красногорск». Естественно, кинокамеры звука тогда не писали. 

Весь день я провел с Тарковским. Его публичные выступления были записаны на магнитофон, расшифрованы и вошли в сборник. 

Отснятые материалы я показывал потом несколько раз. Лучший показ был в Екатеринбургском Доме кино в день памяти Тарковского. На экране шли кадры, снятые осенью 1981 года. Одновременно я в микрофон рассказывал о наших переживаниях и впечатлениях. 

Когда пришли новые времена, мне, благодаря цифровой технике, удалось перемонтировать этот материал и подложить звук. Но я не стал вновь начитывать тот текст. Мне хотелось, чтоб это было только «запечатленное время»,  без лишних наслоений, каковыми мне казались мои воспоминания. 

Что получилось, зрители «Эпоса»  смогут  посмотреть сами. Этот текст - всего лишь сопроводительная записка к сюжету «Запечатленное время: Андрей Тарковский».

Именно так определял искусство кино Андрей Арсеньевич, справедливо полагая, что у каждого из искусств есть что-то свое особенное и неповторимое. Фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» он причислял к десяти лучшим фильмам всех времен и народов. По Тарковскому они не только изобретатели, открывшее миру чудо кино, но художники. Братья сняли такой фильм, в котором, несмотря на неподвижную камеру, все время происходит движение и сменяются планы, что называется на языке профессионалов «внутрикадровым монтажом». 

Кино возникло из жажды человека запечатлеть движение. 

Кино – это ритм, кино – «законсервированное время»  -  настойчиво писал Тарковский в своих теоретических статьях. 

Поэтому свой сюжет я начинаю с «прибытия поезда» и этих «формул» Андрея Тарковского.

Вот собственно и все, что я хотел сказать перед просмотром. Возможно, у зрителей возникнут какие-то вопросы. Я к вашим услугам. С удовольствием продолжу этот разговор.

Благо, Интернет предоставляет сегодня для этого все возможности.

Александр Наговицын

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Невозвращенцы

Премьерные показы фильмов проекта «Фронтлайн» стали доброй традицией для петербургского пресс-клуба «Зеленая лампа». Правда, обычно в рамках этого проекта гостям клуба демонстрируют ленты, снятые, в соответствии с названием акции, на «переднем крае» схватки Добра со Злом, в одной из многочисленных «горячих точек» нашей несчастной планеты.

Читать далее...

Рецензия на фильм «Притворись моей женой»

Ещё одна лёгкая, без каких-либо претензий на интеллектуальность, комедия. Главный герой — пластический хирург по имени Дэнни, самодостаточный, состоятельный, уверенный в себе...

Читать далее...

Книги против фильмов

Небольшой материал, в котором представлено небольшое сравнение художественной литературы и кинематографа.

Читать далее...

Рецензия на фильм Диктатор / The Dictator (2012)

Недавно я посмотрел скандальный и нашумевший фильм Диктатор. Хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями, которые возникли у меня после просмотра.

Читать далее...

Треспасс Дженерейшн

Статья о 36-м кинофестивале в Торонто (TIFF), который завершил свою работу 18 сентября 2011 года.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.