Труд в природе. Осенняя посадка чеснока

        
         оставить комментарий

В статье приводится конспект занятия по труду в природе для детей 4-го – 5-го года обучения в специальном коррекционном детском доме г. Новороссийска.

***

Блок: «Труд в природе»

Тема занятия: «Осенняя посадка чеснока»

Программное содержание

  1. Обобщить и закрепить знания детей об овощных культурах и их использовании.
  2. Упражнять детей в правильной посадке чеснока и аккуратном пользовании инвентарем, развивать навыки ухода за культурными растениями.
  3. Знакомить со способами подготовки почвы под посадку овощей и особенностями их сезонного роста и развития.
  4. Воспитывать самостоятельность и желание трудиться сообща; умение радоваться после успешно сделанной работы.

Материалы и оборудование: сапка, ведерко с чесноком, грабельки, шнур с 2-мя колышками, лейка с водой, линейка с яркой меткой (15см), влажные салфетки (по количеству детей).

Предварительная работа

1. Вскопать грядку под чеснок за день до посадки.

2. Беседа на тему: «Витамины с грядки». Отгадывание и загадывание загадок про овощи.

3. Д\и «Корешки-вершки», «Что сначала, что потом?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус».

4. Изготовление таблицы – плаката для сезонного наблюдения за чесноком.

Словарь: чешуйки, борозда, зубчик, головка, заделывать, втыкать, заглублять.

Ход занятия

Первый этап занятия (проводится в группе)

Воспитатель: Ребята я хочу загадать вам загадку:

«Урожаи собираю, птиц  к югу отправляю,

Деревья раздеваю, но не касаюсь сосен

Иду к вам  (Осень)

Дети: Это осень.

Воспитатель: А по каким приметам вы её узнаете?

Дети: Листья жёлтые и падают, холодно.

Воспитатель: Осенью у всех много хлопот. И птицы и звери стараются сделать на зиму припасы. А что люди убирают осенью на полях, в садах?

Дети: Овощи и фрукты.

Воспитатель: Но осенью можно не только собирать овощи, но сеять и сажать, например, осенью можно посеять морковку  и петрушку, посадить лук, чеснок. Вспомните, когда мы сеяли семена цветов и овощей?

Дети: Весной.

Воспитатель: Есть растения, у которых семена и луковицы не боятся зимних морозов, поэтому их можно сажать осенью. А какое время года будет после осени?

Дети: Будет зима.

Воспитатель: Только для того чтобы получить хороший урожай, людям надо много потрудиться. Не зря придумали пословицу, вспомните её. 

Дети: «В землю не положишь и с земли не возьмёшь».

Воспитатель:     А что мы сегодня положим в землю, вы отгадайте:

Не корень, а в земле не хлеб, а на столе.

И к пище приправа, и на микробов управа.

Дети: Это чеснок.

Воспитатель: А зачем нам нужен чеснок?

Дети отвечают, что он помогает от простуды, в нём есть витамины.

Воспитатель: Прежде, чем сажать чеснок его надо подготовить к посадке. Это сейчас мы и будем делать.

Воспитатель выставляет на стол поднос с чесноком и предлагает детям выбрать тот чеснок, который они хотели бы посадить. 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой чеснок лучше для посадки: большой или маленький.

Дети дают свои ответы. Воспитатель объясняет, что правы те дети, которые сказали, что для посадки лучше выбирать большой чеснок. Он более крепкий, лучше перезимует в земле и даст хороший урожай. Дальше дети обследует чеснок, попутно идет словарная работа (у чеснока есть головка, она покрыта чешуйками, а под ними зубчики). В результате обследования установили, что чешуйки тонкие, сухие, шуршащие и легко отделяются от головки. Сама же головка твердая, плотная.

Воспитатель: Головку чеснока надо разделить на отдельные зубчики. Но вам, дети, без разминки трудно это будет сделать.

Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Практическая работа

Дети разделяют головки на отдельные зубчики. Воспитатель предлагает сосчитать, сколько зубчиков в одной головке. Дети пересчитывают 4, 5, 6.

Воспитатель: Вот из каждого зубчика и вырастет целая головка чеснока, в которой будет много зубчиков. Теперь чеснок готов для посадки в почву, но сначала давайте еще раз вспомним последовательность работы.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом

Второй этап занятия (проводится на участке)

Практическая деятельность

  1. Перед работой беседа с детьми о правилах труда в природе и правилах безопасности при работе с инвентарем.
  2. Дети с помощью воспитателя договариваются, кто что будет делать:

- еще раз грабельками взрыхлить грядку (не затаптывая ее), чтоб не было комочков

- с помощью шнура делаются бороздки

- по очереди втыкать зубчики в бороздку с помощью мерной линейки.

Воспитатель объясняет, что чеснок надо сажать на заданном линейкой расстоянии в борозде, чтобы ему не тесно было. Проводится эксперимент. Воспитатель предлагает детям стать в плотную шеренгу, плечом к плечу и развести сначала руки в стороны, а потом согнуть в локтях. Дети мешают друг другу. Потом дети размыкают шеренгу на вытянутые руки и выполняют тоже движение. Упражнение получилось легко. Можно сделать выводы, что для того чтобы корешки чеснока не мешали друг другу, зубчики надо сажать на ширину метки.

Воспитатель: но нужно соблюдать не только ширину между зубчиками, но и глубину заделки их в землю. Что будет если, мы их очень глубоко посадим?.

Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: Если посадить зубчики глубоко, то их нежным листикам трудно будет пробиться сквозь землю к солнышку, а если наоборот чуть-чуть присыпать землей, то осенние дожди вымоют его из почвы и он погибнет.

И так, что мы сейчас будем делать?

Дети:                   Мы посадим чеснок

                  В черную земельку

                  В мягкую постельку.

Чтобы дети не затоптали грядку, воспитатель предлагает им сажать чеснок по очереди и наблюдать каким концом дети втыкают в почву зубчики.

Воспитатель: Но это не просто земля (показывая ком земли) это почва, а в ней хорошо растут, разные растения. А кто в ней живет?

Дети: червячки, жучки, муравьи, мышки.

Воспитатель: Правильно, земля дом родной для всех кто живет в ней и на ней.

Послушайте стихотворение:

         Возьми комок земли

         В нем корешки цветов живут,

         Он червякам дает приют

         В нем влага, воздух, перегной,

         Он часть земли твоей родной.

А теперь вспомните, как правильно зубчики втыкать в землю?

Дети: хвостиком вверх.

Воспитатель: что из него вырастет?

Дети: листья.

Воспитатель: а с нижней части зубчика, что вырастет?

Дети: корешки.

Воспитатель: куда растут листики?

Дети: Вверх, к солнышку.

Воспитатель: А куда будут расти корешки?

Дети: Вниз.

Дидактическая игра «Корешки – вершки»

Воспитатель помогает затрудняющимся детям отмерять меркой расстояние между зубчиками, напоминая при этом, чтобы их не сильно вдавливали, так как после посадки чеснока бороздки заравниваются грабельками.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, земля сухая в бороздках или влажная?

Дети отвечают по-разному.

Воспитатель объясняет, что зимой часто идут дожди, и если земля влажная, то поливать бороздки не надо, а если сухая, то можно их полить из лейки. После посадки чеснока все бороздки аккуратно засыпает кто-нибудь из детей с помощью воспитателя.

Воспитатель: Вот какая красивая получилась грядка, давайте все ею полюбуемся и попросим чеснок расти:

Дети:                   Ты, чеснок, уродись! Ты расти глубоко вниз!

                  И над грядкой, над землей выкинь листик молодой.

 

Воспитатель: Теперь он будет расти, а мы за ним ухаживать и наблюдать за его ростом. Что у него появится над землей, как мы узнаем, что он растет?

Дети: у него вырастут листики.

Воспитатель: сначала они будут совсем маленькие, потом чуть больше, а потом придет зима и спрячет их под снегом, пускай спит чеснок. Какое время года придет после зимы?

Дети: Весна наступит.

Воспитатель: А весной природа просыпается, проснется и чеснок. Как мы узнаем, что он проснулся?

Дети: Листики вырастут.

Воспитатель: Вот как листики растут, мы и будем отмечать в нашей таблице наблюдений, а кончится, весна придет…

Дети: Лето.

Воспитатель: Тогда мы и соберем наш урожай. Вот как долго надо расти чесночку, чтобы созреть.

Вы сегодня славно потрудились, молодцы, я вами горжусь.

Теперь как в пословице:

                  «Кончил дело –

Дети:                   Гуляй смело!

Воспитатель: Можно и поиграть.

Подвижная игра: «Есть у нас огород».

Воспитатель: наше занятие закончилось, что нам осталось сделать?

Дети отвечают, что надо собрать и почистить инструменты, привести в порядок свою одежду, обувь и протереть руки влажными салфетками.

Последующая работа

Со дня посадки и до сбора урожая дети вместе с воспитателем продолжали ухаживать за грядкой (поливали, пропалывали) и наблюдали. Свои наблюдения отражали в альбоме наблюдений – через аппликацию листиков и головки чеснока. В конце июня чеснок выкопали, измерили ведерком объем урожая и сравнили, сколько сажали и сколько выросло. Дети наглядно увидели, что из 1 зубчика выросло 5 – 6 зубчиков в одной головке чеснока. Они очень гордились своим трудом и радовались, что можно всех угостить чесноком и всем подряд загадывали про него загадку:

                  «Маленький, горький, луку брат

                  Он помочь нам очень рад

                  Расти здоровыми и сильными

                  Бодрыми, красивыми».

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «чеснок»

Все синонимы к слову ЧЕСНОК вы найдёте на портале Викислово.

Урок русского языка в 11-ом классе. Фонетика. Орфоэпия.

Урок русского языка по повторению фонетики и орфоэпии. (Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ).

Читать далее...

Геометрия в рабочих профессиях

В статье говорится о необходимости геометрических знаний в самых простых рабочих профессиях, так как именно эти знания способствуют сохранению и возрождению этих профессий.

Читать далее...

Методика индивидуального преподавания английского языка по Скайпу

Обсуждается методика преподавания английского языка через Интернет, в частности, с помощью Скайп. Приводятся рекомендации для преподавателей и студентов.

Читать далее...

Формирование навыка фонемного письма

Методы и приемы обучения грамотному письму в первом классе.

Читать далее...

Алгоритм работы над устной темой в процессе изучения иностранного языка

В статье даны методические рекомендации для учителей иностранного языка по теме «Времена года».

Читать далее...

Утилизация люминесцентных ламп безопасная

Утилизация люминесцентных ламп безопасная на сайте reteco ru.

reteco.ru

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.