Теоретические основы недискриминации, защиты национальных меньшинств и демократии в современном мире

        
         оставить комментарий

Статья по курсу «Защита прав национальных меньшинств» подготовленная Чайко Артёмом.

Дискриминация — (от латинского слова — «discriminatio» — различие) действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных.

Понятие может трактоваться широко — когда члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия.

Узкая трактовка — когда как дискриминация рассматриваются только действия, направленные против дискриминируемой группы, а сами предрассудки в понятие дискриминация не входит. При этом вероятна ситуация, когда индивиды, предубежденные против других, не участвуют в дискриминационных действиях против них; и, напротив, люди могут подвергать других дискриминации, не испытывая против последних никаких предубеждений.

Термин дискриминация также часто применяется для характеристики отношения к представителям отдельных рас, этносов, политических и религиозных объединений и т. д. Дискриминация нередко выступает принципом государственной политики, а также проявляться и на бытовом уровне в форме антипатии или открытой враждебности в отношении индивидов, являющейся следствием предубеждений, распространенных в обществе (в первую очередь имевших расовую и национальную окраску).

Одна из крайних форм расовой дискриминации — сегрегация (отделение) — политика принудительного отделения одних людей от др., ограничения в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности, насильственное переселение на специально выделенные территории (резервации, гетто). Политика дискриминации каких-либо групп и обществ может принимать крайние формы, вплоть до геноцида, который, независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является преступлением, нарушающим нормы международного права (Конвенция ООН 1948 г. о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него).

Дискриминация может иметь место как в условиях тоталитарного, так и либерально-демократического обществ. Поэтому защита прав и свобод каждой личности, независимо от расовой, национальной, классовой, религиозной и др. принадлежности, является глобальной проблемой современности. Нельзя отождествлять дискриминацию в условиях тоталитаризма и демократии: в первом случае она скрывается и в то же время усиливается, а во втором — преодолевается с помощью различных политических механизмов.

Дискриминация может осуществляться как легальными, или иначе говоря, открытыми методами — через соответствующие законы, административные решения и т. д., так и скрытыми, официально не зафиксированными. По своему содержанию различают политическую, экономическую и правовую дискриминации.

Политическая дискриминация предполагает ущемление человека в его политических правах путём ограничения возможностей его участия в политической жизни общества (например, закрытия доступа к участию в избирательном процессе, отказ в регистрации в качестве кандидата на ту или иную выборную должность и т. п.).

Экономическая дискриминация проявляется в неразрешении человеку (или же целой социальной группе) заниматься избранной экономической деятельностью, к которой он профессионально подготовлен и пригоден, а также нанесении непосредственного ущерба его благосостоянию.

Под правовой дискриминацией понимается обычно практика использования дискриминационных по содержанию законов или необеспечение гражданам равноправного, справедливого отношения со стороны органов правосудия.

По своей направленности различаются расовая, национальная, политическая дискриминации, а также дискриминация по признаку пола.

Стоит также отметить, что в  последнее время в политическую практику стало входить явление с противоположной направленностью, которое обозначили как позитивную (благоприятную, утвердительную) дискриминацию. Под ней понимается преференциальное отношение к различного рода меньшинствам, в т. ч. расовым, национальным, ущемленным в социально-экономическом плане группам и социальным категориям, члены которых ранее подверглись дискриминации. Таким образом, позитивная дискриминация ведёт к поддержанию определенного баланса внутри общества, попытку устранить ущерб, нанесенный ранее. Она может, как пример, предполагать собой представление материальных и правовых льгот соответствующим категориям населения.

Ныне, когда телекоммуникационная связь охватывает весь мир, когда активно действуют правозащитные организации и информационные агентства, трудно скрывать от мира информацию о нарушениях прав человека в любой стране. Международное сообщество разрабатывает все более действенные механизмы контроля в гуманитарной сфере, а страны, нарушающие права человека, все чаще оказываются в моральной изоляции.

Понятие дискриминации также используется в международных отношениях и являет собой установление для представителей, организаций или граждан одного государства меньших прав, чем для представителей, организаций или граждан других государств.

Существует целый ряд деклараций и конвенций, специально посвященных запрету определенных форм дискриминации личности:

  • Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963),
  • Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965),
  • Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967),
  • многие конвенции антидискриминационного назначения, направленные, направленные против апартеида, как одной из главнейших форм расовой дискриминации и др.

Ряд документов имеет цель ликвидировать дискриминацию в специальных сферах общественной жизни:

  • Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958),
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960),
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и др.

Запрет дискриминации можно назвать сквозной нормой в области прав человека, ибо он распространяется на пользования всеми правами и свободами. Неразрывно от понятия дискриминации рассматривается и проблема защиты национальных меньшинств. В международном праве давно ведутся поиски универсального понятия меньшинства, но до настоящего времени они были безуспешными.

В качестве ориентира обычно используется определение, предложенное в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1201 1993 года «О дополнительном Протоколе о правах национальных меньшинств в Европейской конвенции о правах человека». В ст.1 проекта Протокола предусматривалось, что выражение «национальные меньшинства» относится к группам лиц, которые проживают на территории государства и являются гражданами данного государства, имеют давнюю, неизменную и устойчивую связь с этим государством; обладают явно выраженными этническими, культурными, религиозными или языковыми характеристиками; являются, несмотря на меньшую численность по сравнению с остальным населением страны в целом или отдельного ее региона, достаточно представительными; стремятся сообща сохранить все то, что составляет их общую идентичность, включая собственную культуру, традиции, религию или язык.

В научной литературе наиболее признанным является определение, автором которого является известный юрист — специалист в области международного права Франческо Капоторти. По его мнению, под меньшинством в смысле ст.27 Пакта понимается «меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой — граждане этого государства — обладают с этнической, религиозной или языковой точки зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения, и проявляют, пусть даже косвенно, чувство солидарности с целях сохранения своей культуры, своих традиций, своей религии или своего языка».

В пределах национальных границ каждого государства проживают группы лиц, характеризующиеся этническими, языковыми или религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения. Сохранение самобытности каждой группы и поддержание гармоничных отношений между самими меньшинствами и между меньшинствами и большинством населения имеют крайне важное значение для развития этнического и культурного многообразия, поэтому государства стремятся совместить высшие ценности равенства, недискриминации и политической независимости с уважением и охраной прав различных групп своих граждан.

Интерес к проблемам меньшинств, вызванный усилением этнической, расовой или религиозной напряженности во всем мире, угрожающей экономической, социальной и политической стабильности государств и их территориальной целостности, подтверждается и тем, что Парижская хартия для новой Европы, принятая Конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе в ноябре 1990 г., включила права национальных меньшинств в число восьми приоритетов на будущее. Вышеизложенное свидетельствует о том, что правовая защита национальных меньшинств с обеспечением их мирного сосуществования стала насущной проблемой мирового сообщества, от разрешения которой может зависеть не только политическая ситуация в отдельном государстве, но и ход исторического развития современного мира.

Несмотря на длительную историю, принято считать, что основы современного международно-правового регулирования прав национальных меньшинств, равно как и прав и свобод человека и гражданина вообще, заложены в Уставе Организации Объединенных Наций, хотя особые права национальных меньшинств в нем еще не упоминаются. Определяющую роль в правовом положении национальных меньшинств, в дополнении к вышеперечисленным, сыграли такие документы, как:

  • Декларация о расе и расовых предрассудках (1978),
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981),
  • Декларация о праве на развитие (1986),
  • Конвенция о правах ребенка (1989),
  • Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992),
  • Венская декларация и Программа действий (1993).

Из числа международных правовых актов регионального характера необходимо обратить внимание на следующие документы:

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950),
  • Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975),
  • Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств — участников СБСЕ (1989),
  • Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990),
  • Парижская хартия для новой Европы (1990),
  • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (1992),
  • Рамочная конвенцию о защите национальных меньшинств (1995),
  • Американская конвенция о правах человека (1969),
  • Африканская хартия прав человека и народов (1981),
  • Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и свободах человека (1995).

Вышеизложенное свидетельствует о сложившемся международно-правовом институте прав и свобод национальных меньшинств. Принятые международные документы создают прочную основу защиты прав национальных меньшинств и ставят в моральную изоляцию государства, государственные органы, общественные организации и лиц, их нарушающих.

Все многообразие прав человека применительно к меньшинствам может быть условно разделено на две группы: к первой относятся права, которые могут быть защищены в рамках общего режима защиты прав человека, ко второй — права, реализация которых возможна только при наличии для их защиты особых гарантий, — права, обеспечивающие этническую, культурную, религиозную и языковую отличность меньшинства, тем самым сохраняющие его самобытность. Только в рамках синтеза индивидуального и коллективного подходов (защита прав меньшинств как особой группы) могут быть эффективно реализованы права как лиц, принадлежащих к меньшинствам, так и меньшинств в целом, представляющих группы населения со своеобразными качественными характеристиками.

Необходимо отметить, что основной целью национальной политики любого государства является достижение действительного равенства своих граждан. Равноправие не следует смешивать ни с социальным равенством, ни с запретом произвола в отношении определенной этнической группы. В контексте статуса национальных меньшинств равноправие — это приближение условий жизни меньшинства к условиям жизни основного населения и равенство прав, свобод и обязанностей этих общностей с этническим большинством населения — использование родного языка, традиций, религий, развитие национальных школ. Таким образом, действительное равенство достигается только тогда, когда меньшинство имеет специальные права, содержащие гарантии против ассимиляции.

Реализация вышеизложенных принципов сама по себе не способна обеспечить защиту интересов национальных меньшинств на должном уровне: процесс обретения меньшинствами статуса, который большинством рассматривается как естественный, может начаться только тогда, когда будут реализованы специальные гарантии, заключающиеся в предоставлении особых прав, обеспечивающих существование и развитие их этнического своеобразия, сближение условий жизни национального меньшинства с условиями жизни основной национальной группы населения.

Необходимо отметить, что понятие особых прав, т. е. прав, которыми пользуются лица, относящиеся к определенным формальным категориям, как составного элемента прав человека достаточно распространено в современной юридической литературе. Особые права нужно рассматривать не как преимущественные права, ставящие эти сообщества и лиц, принадлежащих к ним, в привилегированное положение по отношению к остальному населению, а как требования обеспечения меньшинствам необходимых средств для сохранения их особенностей и традиций, как защита недоминантных групп, которые нуждаются в особом статусе для сохранения своих отличительных характеристик, как позитивная деятельность, включающая определенные социальные программы, такие как школы с преподаванием на родном языке недоминантной группы.

Согласно вышеперечисленным международным документам, основополагающее значение имеет право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность. Оно включает в себя, в первую очередь, право на самоидентификацию — отождествление или отказ от отождествления с соответствующим этническим меньшинством без каких-либо отрицательных последствий для идентификатора, а его логическим продолжением является норма, запрещающая насильственную ассимиляцию. Реализация этого права предусматривается посредством таких конкретных прав, как право на изучение своего родного языка или обучения на этом языке, употребление своей фамилии и имени в транскрипции родного языка, беспрепятственное использование языков меньшинств в частной и общественной жизни и, насколько это возможно, в отношениях между лицами, к ним принадлежащими, и административными органами, создание собственных частных учебных заведений для целей образования и профессиональной подготовки, получение и обмен информацией на языке меньшинств без вмешательства государства и независимо от границ, а также учреждение и использование собственных средств массовой информации. Безусловно, все эти права принадлежат конкретному гражданину, однако их реализация возможна только при условии, что существует группа лиц, с которой гражданин может себя отождествлять по какому-либо одному или нескольким признакам.

Права человека в современном международном праве рассматриваются как приоритетные, однако право не смогло бы выполнить свое социальное предназначение, если бы узаконенная им свобода действий не была ограничена никакими рамками. Поэтому международные документы не только предоставляют национальным меньшинствам значительный объем прав, но и налагают на них определенные обязанности. Любое лицо, принадлежащее к меньшинству, должно лояльно выполнять свои обязательства, связанные с его статусом гражданина государства, уважать всемирно признаваемые права человека и фундаментальные свободы и интересы большинства населения своего государства или других меньшинств. Национальные меньшинства обязаны соблюдать принцип территориальной целостности и политической независимости государства проживания. Кроме того, государство должно принять все необходимые меры к обеспечению того, чтобы в любом регионе, где те, кто принадлежат к меньшинству, составляют большинство населения, те, кто не принадлежат к меньшинству, не страдали от какой-либо дискриминации.

Несмотря на определенность международно-правовых норм и, казалось бы, очевидную их обязательность для всех государств, стоящих на позициях признания принципов международного права, защиту права национальных меньшинств и проблему недискриминации нельзя считать решёнными в полной мере. В международном праве возникает необходимость одновременного развития универсальных, региональных и внутригосударственных механизмов защиты прав национальных меньшинств без противоречий между ними. Если существующая тенденция не изменится, то не исключено, что региональное сотрудничество в области прав человека будет преобладать над универсальным. При этом необходимо, чтобы такое сотрудничество охватило все регионы мира. Однако наиболее эффективное обеспечение реализации прав национальных меньшинств возможно только с принятием в развитие международных документов внутреннего законодательства, учитывающего существующую специфику сложившихся в государстве межнациональных отношений.

Источники

  1. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999.
  2. Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  3. Захаркевич, С. А. Национальные меньшинства и международное право / С. А. Захаркевич, В. И. Медяник // Гуманитар.-экон. вестник. 1996. № 3.
  4. Ремакль, Э. Предупреждение конфликтов и права национальных меньшинств. Опыт СБСЕ // Vrije Universiteit Brussel
  5. Смыслов, М. Д. Международно-правовая защита меньшинств // Москов. журн. междунар. права. 1993. № 1.
  6. Capotorti F. Study on the rights of persons belonging to ethic, religions and linguistic minorities. — UN Doc. E/CN.4/Rev.1.
  7. Modeen, T. The International Protection of National Minorities in Europe. Abo: Abo Akademi, 1969. 

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

О демократии и правах человека

Подросток высказывает свое мнение о происходящем вокруг. (Эссе)

Читать далее...

50 слов, запрещенных для использования в школах США из соображений политкорректности

Департамент образования штата Нью-Йорк ввел запрет на некоторые слова, чтобы не «оскорблять» определенные слои общества, сообщает Анджело Акуаро в статье, опубликованной на сайте газеты La Repubblica.

Читать далее...

Глобализация: необходимость или данность?

Авторский взгляд на экономические, политические и культурные аспекты процесса глобализации.

Читать далее...

Современное общество — это общество перепотребления

Современное общество вступило в очередную фазу развития — общество перепотребления. Перепотребление — феномен, известный с древности, но если прежде перепотреблять удавалось лишь узкому кругу лиц, то сегодня потреблять больше чем можно усвоить, стало нормой для широких масс.

Читать далее...

История одного заявления, или как я боролась с телефонным хулиганством

Статья о телефонном хулиганстве и методах борьбы с ним.

Читать далее...

Лесозаготовительная техника, лучшая техника

Качественная лесозаготовительная техника, лучшая техника.

syktyvkar.traktorodetal.ru

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.