Современное общество — это общество перепотребления

        
         1 комментарий

Современное общество — это общество перепотребления

В.В. Афанасьева, В.Г. Туркина

Саратовский государственный

университет им. Н.Г. Чернышевского

Современное общество вступило в очередную фазу развития — общество перепотребления. Перепотребление — это потребление, превышающее нормальные потребности, потребление продуктов человеческой деятельности, вредное и приводящее к резкому уменьшению ценности потребляемого. Перепотребление — феномен, известный с древности, но если прежде перепотреблять удавалось лишь узкому кругу лиц, то сегодня потреблять больше чем можно усвоить, стало нормой для широких масс.

Перепотребление обесценивает потребляемый продукт: пища надкусывается и выбрасывается, техника используется лишь частично, отправляясь на свалку, как только появляется более сложная, информация не усваивается и чаще несет не истину, а ложь, коммуникации оказываются поверхностными.

Производство работает не на потребности людей, а на мусорные контейнеры, где недопотребленного, недоеденного, недоиспользованного почти столько же, сколько произведенного. Утилизируется гораздо больше, чем потребляется. Все это напрямую вредит человеческой телесности, человеческой ментальности, человеческой личности, человеку в целом. Перепотребление пищи и бытовых продуктов приводит к болезням тела, перепотребление информации и коммуникаций — к болезням души.

Человек слишком зависит от технических устройств; прекращает свободно думать, потому что обременен навязанной и ненужной информацией; прекращает получать радость от человеческого общения, потому что общается чрезмерно; прекращает наслаждаться произведениями искусства, потому что окружен псевдокультурными подделками. Человечество болеет, скучает и умирает потому, что перепотребляет.

Законы и механизмы перепотребления навязываются законами производства и рынка. Огромные промышленные мощности обеспечивают колоссальный, значительно превышающий нужды человечества валовый продукт. Стремясь сбыть производимое, промышленность и рынок изобретают все новые модификации уже известных товаров, чтобы хоть как-то заинтересовать пресыщенного потребителя. В результате производство переходит в режим непредсказуемого, сложного, внутренне неустойчивого состояния.

Неустойчивости, связанные с появлением новых, все более и более продуктивных технологий, означают неумеренный рост множества потребительских паттернов, ничем не оправданное увеличение количества видов производимых товаров. Слишком сложным и неустойчивым становится переполненный товарами рынок, вынужденный наращивать производство и перепроизводство рекламы для того, чтобы сбыть перепроизведенное. Перепотребление рождает сложную систему социальных и экономических обратных связей, появление новых продуктов или перепотребление традиционных провоцирует рост, иногда неограниченный, новых процессов перепотребления, вторичных волн перепотребления. Производя новые продукты, экономика включает их в круг перепотребления и одновременно изобретает антипродукты, нивелирующие чрезмерное потребление первых и очерчивающие новые перепотребительские круги. Так, перепотребление пищи рождает спрос на продукты, лекарства и медицинские методики, способствующие похуданию, перепотребление коммуникаций — на покой и тишину, которые становятся очень дорогим товаром, перепотребление синтетического, искусственного — на натуральное и т.д.

Сообщество перепотребителей складывается в общество перепотребления. Это общество, где юридические, политические, нравственные законы постепенно трансформируются под нужды перепотребления, а власть имеет возможность перепотреблять более, чем все остальные. Жизненное пространство перепотребления перенасыщено товарами, услугами, платными коммуникациями, в этом пространстве товаром становится, в том числе, свобода, совесть, телесность и жизнь человека. В результате человек начинает зависеть от вещей и товаров, лишается идеалов и попадает в новое рабство, рабство телесное и духовное.

Общество перепотребления — неустойчивая социальная конструкция, она не оправдана ни экономически, ни этически, ни психологически. Процессы, которые в нем происходят, бессмысленны, поскольку бессмысленно производить, чтобы выбрасывать, потреблять, чтобы оставаться неудотвлетворенным, общаться, чтобы быть одиноким. А это означает, что в глобальном мире найдутся силы, которые разрушат его, переведут социум в новое, возможно еще более неустойчивое состояние.

Литература

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Академия, 1999.
  2. Бжезинский З. Мировое господство или глобальное лидерство. — М.: Международные отношения, 2007.
  3. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: АСТ, 2002.

Реклама

Комментарии

Денис Пухальский

На самом деле сегодня современное общество потребляет много и не только пищи, современное общество просто высасывает все соки с этой прекрасной планеты.

13 июля 2013

 

Вам будет также интересно

Потребитель. Что ему нужно?

Маркетинг сегодня стал слишком сложным, и, несмотря на то что «маркетинг» используют 98% компаний, главное остается не понятым или забытым. Сегодня все делается для продажи. Какой сделать дизайн, чтобы продать? Какую разработать акцию, чтобы продать? Какую дать скидку чтобы продать? Это стандартный набор вопросов, на которые каждый день толпы маркетологов и директоров ищут ответы.

Читать далее...

Кто такие призоловы?

Получить приз от любимой торговой марки приятно. Но как можно объяснить навязчивую идею участвовать во всех акциях независимо от того, симпатизируете вы марке или нет? Не так давно начали появляться сообщества подобных людей-призоловов, которые превратили сбор призов в своеобразную игру. Кто они? И где их можно встретить?

Читать далее...

Выход из товарного мира

Красив товарный мир — куда красив.
Стекло сияет и пестры товары.
Глазеет. Покупать — нет перспектив.
Жить бедно — вот мещанские кошмары.

Читать далее...

Выход из торгового Вавилона

Тираннозавр у входа сделан славно — можно рассмотреть его с эскалатора, тянущего тебя в водоворот товаров. Гектары стекла — и гектары же товаров, и блестит всё, переливается, играет...

Читать далее...

Глобализация: необходимость или данность?

Авторский взгляд на экономические, политические и культурные аспекты процесса глобализации.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.