Программа экологического воспитания детей и ознакомление с окружающим «Яр» («Бережок»)

        
         оставить комментарий

«Мир, окружающий ребенка,

это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством

явлений с неисчерпаемой

красотой».

В. А. Сухомлинский

В своей работе с детьми на занятиях экологии и ознакомлению с окружающим миром я много рассказывала детям о богатстве родной природы. Со временем появилась программа для детей старшего дошкольного возраста. Название «Яр», в переводе с татарского означает «берег», «бережок» неслучайно, оно имеет общий корень с названием нашего города Набережные Челны. «Бережок» перекликается со словами «беречь», «оберегать».

Цель программы: ознакомление с природой родного края и формирование бережного отношения к объектам окружающей среды нашего города и ближайшего природного окружения.

А задачи, которые предлагает решить программа:

  • формирование устойчивого интереса к живым и неживым объектам и явлениям, умение их наблюдать, выделять характерные особенности внешнего вида, питания, передвижения и приспособления.
  • формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, причинно-следственные связи.
  • воспитание с детских лет любви и чуткого отношения к природе родных мест, которые человек сохранит, где бы он ни был, потому что дорого то, к чему любовь привили с детских лет — любовь к малой Родине.

В нашем современном мире проблеме экологического воспитания придаётся очень пристальное внимание. И проблема сохранения хрупкого равновесия в природе очень актуальна. Ухудшение окружающей среды ведёт к ухудшению жизнедеятельности человека.

Начинать работу по формированию человека с новым экологическим мышлением, который будет осознано относиться к природе и последствиям своих действий по отношению к ней – это задача педагогов, психологов, экологов. И начинать эту работу нужно с самых маленьких.

Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающую природу очень эмоционально, как нечто живое, поэтому эта работа всегда будет продуктивна. Мы знаем, что основы мироздания и базовые и личностные качества ребёнка формируются именно в дошкольном возрасте и в дальнейшем будут развиваться. Влияние природы на ребёнка огромно- это тайны природы, которые заставляют задуматься, присмотреться, разгадать.

Экологическое воспитание дошкольников- это воспитание способности понимать, любить окружающий мир и бережно относиться в нему. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту где он родился и живёт, и , конечном итоге, любви к малой родине и к Отечеству.

Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребёнка эмоционального бережного отношения к природе, способность видеть её красоту.

Жилые массивы нашего города прилегают к границам национального парка «Нижняя Кама». Педагоги должны стремиться добиваться понимания дошкольниками того, что в природе всё взаимосвязано, что нарушение условия существования растений и животных ведёт к их гибели и исчезновению. Дети должны понимать, что люди занимают по отношению к природе позицию сильной стороны, и поэтому должны учиться беречь и заботиться о братьях наших меньших. Так же старшие дошкольники учатся замечать результаты человеческой деятельности в природе, давать им оценку и отличать антигуманные и безнравственные поступки.

Эта программа научит ребёнка лучше узнать окружающую его природу. Чтобы занятия были интересные и проходили в игровой форме, педагогам можно посоветовать сделать из природного материала Дедушку - Лесовика (из большой кедровой шишки, шляпу из засушенного гриба, бороду из бересты или сосновых иголок, руки и посох из веток, ноги из гриба – трутовика). Дедушка- Лесовик каждой занятие будет приглашать в гости в лес, на реку и на лужок и т.д. Так же будет учить детей правилам поведения в природе, отмечать активных детей. В работе с родителями можно рекомендовать после каждого занятия понаблюдать с ребёнком за тем или иным объектом в естественных условиях. Это поможет лучшему усвоению материала.

Календарно-тематический план

Перечень

разделов

Темы

Цель

Коли-

чество

часов

Виды занятий

Лето

1. О лете.

 

Обобщить представления о жизнедеятельности растений и животных,  играх детей летом, труде, отдыхе. Учить устанавливать простые связи  между условиями среды и живыми объектами.

1

Комплексное занятие

2. Ягодная поляна

 

Уточнить представления детей о лесных ягодах, (месте их произрастания  и их пользе). Обобщить и систематизировать знания детей о лесных и садовых ягодах. Воспитывать желание делиться своими знаниями со сверстниками

1

Закрепление имеющихся знаний и умений

3. Ядовитые растения нашего края

Углублять и конкретизировать представление детей об опасных и ядовитых растениях нашего края. 

Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь. Воспитывать желание углублять и расширять свои представления о растительном мире.

1

Закрепление имеющихся знаний и умений

4. Грибная семейка

Формировать у детей представление о съедобных и несъедобных грибах,  дать знание об их пользе и вреде, рассказать о приспособлениях семян к распространению.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

1

Сообщение новых знаний

5.Что делает воздух чистым?

Дать детям знание о том, что воздух – условие жизни растений и животных; живые существа не могут жить без воздуха. Растения, животные дышат воздухом, растения дышат листьями, стеблями, корнями, а живые существа – легкими. Воспитывать интерес к  окружающему.

1

Сообщение новых знаний

6. У птиц появились птенцы

Систематизировать представление детей о птицах и их птенцах. Формировать у детей конкретные представления о важном периоде в жизни птиц и соответствующем поведении человека. Воспитывать осознанное желание беречь природу.

1

Сообщение новых знаний

7. Хищные речные обитатели

Углубить и обобщить представления детей о водоемах, как среде обитания животных и растений. Учить устанавливать конкретные взаимосвязи  между обитателями воды и приспособлением их к жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе.

1

Комплексное занятие

8. Хвойный и смешанный лес

Систематизировать значения о лесе, уточнить представления о его обитателях.  Знакомить детей с природоохранной деятельностью в национальном парке  

 «Нижняя Кама». Формировать умение видеть красоту природы родного края.

1

Комплексное занятие

9. Почему нужно беречь природу?

Обобщить представления  о природе, как сообществе,  в котором живут  вместе растения, животные, человек.  Сформировать обобщённое представление о том, что природа – это дом для  всего живого и нужно его беречь.

1

Обобщающее занятие

10. Щедрые дары природы

Обобщить и систематизировать знания о лете, о признаках лета. Сформировать у детей представление о дарах лета. Воспитывать бережное отношение к растениям.

1

Обобщающее занятие

11. Мой родной край

 

Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и  животных  произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям.

1

Интегрированное

занятие

12. О лете

Обобщить знания о лете, уточнить знания о признаках и особенностях. Закрепить знания о состоянии растений летом, о жизни животных (зверей, птиц, насекомых). Вызвать переживания радости от воспоминаний о лете.

1

Обобщающее, итоговое занятие

Осень

1. Об осени

 

Углубить и обобщить представления детей об осени, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных. Учить устанавливать простые связи между состоянием окружающей среды  и животными, приспособлением их к зиме. Воспитывать  бережное  отношение к природе.

1

Комплексное занятие

2. Живая и  неживая природа нашего края

Учить отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от неживой. Сформировать у ребенка о связи понятий человек-природа и человек-часть природы. Воспитывать бережное отношение к природе.

1

Интегрированное

занятие

3. Как растения готовятся к зиме

Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью. Учить устанавливать связи между растениями и изменениями в природе. Ознакомить с трудом взрослых по уходу за растениями в парке.

1

Интегрированное

занятие

 4. Корабельные рощи нашего края

Дать детям представление о примете нашего края - высоких соснах. Познакомить с произведениями И.И.Шишкина. Сформировать  представления о последствиях вырубки леса. Воспитывать гордость за свой край, место своего рождения.

1

Интегрированное

занятие

5. Кама – сестрица Волги

Уточнить представления детей о реке, протекающей рядом с нашим городом и о значении ее для нашего края.

Сформировать понятие, что Кама - приток большой реки Волги.  Воспитывать любовь и бережное отношение к реке и ее обитателям

1

Интегрированное

занятие

6. Родники – примета и гордость нашего края

Познакомить детей с родниками, как примета нашего края. Показать  ценность и значение родников для людей и природы. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к местам проживания

1

Интегрированное

занятие

7. Как животные готовятся к зиме

Формировать у детей представления о жизни животных в лесу и подготовке их к зимнему периоду жизни. Воспитывать бережное отношение к животным.

1

Комплексное занятие

8. Заповедные места нашего края

 

Уточнить представления детей о знакомых птицах, подготовка к отлету в теплые края. Воспитывать бережное отношение к птицам.

1

Интегрированное

занятие

9. Лесные обитателя нашего края

Уточнить и расширить представления детей о лесе и лесных обитателях  нашего края. Формировать бережное отношение к природе и к ее обитателям.

1

Комплексное занятие

 

10. Хищники наших лесов

 

1

 

11. Пернатые обитатели нашего края

Уточнить представления детей о знакомых птицах нашего края, условиях их обитания. Воспитывать бережное отношение к птицам.

1

Закрепление имеющихся знаний

12. Об осени

Обобщить и систематизировать знания детей о ранней, золотой и поздней осени. Учить устанавливать связи между явлениями и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

1

Обобщающее, итоговое занятие

Зима

1. О зиме.

Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце  стоит невысоко, поэтому холодно).  Сформировать элементарные пожелание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и  жизнью живых существ. Воспитывать интерес к зимним явлениям  природы.

1

Комплексное занятие

2. Как лесные обитатели готовятся к зиме

Формирование  у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Развивать познавательную активность детей, творческое воображение.

1

Комплексное занятие

3. Красная книга Татарстана

Дать детям представление о том, что люди необдуманными поступками могут причинить вред природе. Познакомить с понятием «Красная книга» и о ее назначении. Воспитывать бережное отношение к природе.

1

Интегрированное

занятие

4. Как проводят зиму зимующие птицы нашего края

Уточнить представления детей о зимующих птицах, условиях их  проживания, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать желание подкармливать птиц и заботиться о них.

1

Интегрированное

занятие

 5. Почему зимой деревья спят?

Уточнить представления детей о деревьях, об их состоянии в разное  время года. Обобщить и систематизировать знания детей о лиственных и  хвойных деревьях. Воспитывать желание делиться своими знаниями и наблюдениями с другими детьми.

1

Комплексное занятие

 

6. Почему нужно зимой помогать птицам?

Систематизировать представления детей о птицах.

Формировать  представления о выживании птиц в зимнее время.  Воспитывать желание оберегать птиц и помогать им.

1

Комплексное занятие

7. Заповедник «Нижняя Кама»

Познакомить детей с заповедниками-памятниками природы своей местности. Показать какие ценные виды растений и животных живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости за свой край.

1

Интегрированное

занятие

8. Как проводят зиму грызуны?

Познакомить детей с животными-грызунами и их образом жизни в зимнее время года. Воспитывать желание оберегать природу.

1

Комплексное занятие

9. Кто главный в лесу?

Дать детям представление о леснике, человеке, который заботится о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

1

Комплексное занятие

10. Жизнь водных обитателей  зимой

Познакомить детей с условиями жизни водных обитателей,  приспособленность их  к жизни зимой. Объяснить необходимость охраны этих животных и среды обитания

1

Интегрированное

занятие

11. Я — человек

Развивать представление о том, что человек часть природы, существо  разумное. Закреплять знания о ведущей роли человека в охране природы. Воспитывать ответственность за судьбу земли.

1

Интегрированное

занятие

12. О зиме.

Обобщить представление о типичных зимних явлениях в неживой   природе. Закрепить знания об особенностях жизни растений и животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимней природе.

1

Обобщающее, итоговое занятие

Весна

1. О весне.                  

Систематизировать знания детей о весне, о характерных признаках. Учить  устанавливать связи между явлениями природы и жизнью животных. Воспитывать чувство прекрасного от весеннего пробуждения природы

1

Комплексное занятие

2. Круговорот воды в природе

Обратить внимание детей на значение воды для человека.

Обогатить знания  детей о воде в разных состояниях.  Воспитывать бережное отношение к воде, к природе.

1

Комплексное занятие

3. Пробуждение природы

Рассказать детям о явлениях природы весной, влияющих на пробуждении  природы. Объяснить детям связь одного явления природы с другим. Воспитывать бережное отношение к природе.

1

Комплексное занятие

4. Водоемы весной

Закреплять знания о воде, о жизни водных обитателей весной и приспособление их  к водной среде. Формировать понятия о необходимости охраны водных обитателей и среды  их обитания.

1

Комплексное занятие

5. Растения – первоцветы нашего края

Формировать представления детей о первоцветах нашего края, о  значимости их в природе. Развивать экологическое мышление, интерес к   исследовательской деятельности.

1

Интегрированное

занятие

6. Ледоход на Каме

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках  весны, в том числе и освобождение ото льда водоемов. Учить понимать связи между явлениями природы. Вызвать переживания от весеннего пробуждения весны.

1

Комплексное занятие

7. Прилёт первых птиц

Уточнить представления детей о перелетных птицах нашего края,  условиях их жизни, трудностях перелета.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

1

Комплексное занятие

8. Что делает воздух чистым?

Закрепить понятие "воздух",его роль в жизни человека. Учить  сравнивать условия проживания. Воспитывать исследовательский интерес к окружающему,  любознательность.

1

 

9. Весенние хлопоты в лесу

Систематизировать знания детей о характерных признаках пробуждения природы в лесу. Учить понимать связь между явлениями живой и неживой  природы. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы

1

Комплексное занятие

10. Лекарственные растения нашего края

Формировать представления о лекарственных растениях о правилах их сбора и применения. Развивать экологическое мышление в  исследовательской деятельности.

1

Комплексное занятие

 

11. Цветущий луг

Углубить и обобщить представления детей о весне, о цветущих весенних  цветах. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями  природы. Формировать бережное отношение к цветущим растениям.

1

Комплексное занятие

12. О весне

 

1

Обобщающее, итоговое занятие

 

 

 

Перечень

разделов

Темы

Цель

Коли-

чество

часов

Виды занятий

Лето

1. О лете.

 

Обобщить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде, отдыхе. Учить устанавливать простые связи  между условиями среды и живыми объектами.

1

Комплексное занятие

2. Ягодная поляна

 

Уточнить представления детей о лесных ягодах, (месте их произрастания  и их пользе). Обобщить и систематизировать знания детей о лесных и садовых ягодах. Воспитывать желание делиться своими знаниями со сверстниками

1

Закрепление имеющихся знаний и умений

3. Ядовитые растения нашего края

Углублять и конкретизировать представление детей об опасных и ядовитых растениях нашего края. 

Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь. Воспитывать желание углублять и расширять свои представления о растительном мире.

1

Закрепление имеющихся знаний и умений

4. Грибная семейка

Формировать у детей представление о съедобных и несъедобных грибах,  дать знание об их пользе и вреде, рассказать о приспособлениях семян к распространению.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

1

Сообщение новых знаний

5.Что делает воздух чистым?

Дать детям знание о том, что воздух – условие жизни растений и животных; живые существа не могут жить без воздуха. Растения, животные дышат воздухом, растения дышат листьями, стеблями, корнями, а живые существа – легкими. Воспитывать интерес к  окружающему.

1

Сообщение новых знаний

6.У птиц появились птенцы

Систематизировать представление детей о птицах и их птенцах. Формировать у детей конкретные представления о важном периоде в жизни птиц и соответствующем поведении человека. Воспитывать осознанное желание беречь природу.

1

Сообщение новых знаний

7. Хищные речные обитатели

Углубить и обобщить представления детей о водоемах, как среде обитания животных и растений. Учить устанавливать конкретные взаимосвязи  между обитателями воды и приспособлением их к жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе.

1

Комплексное занятие

8.Хвойный и смешанный лес

Систематизировать значения о лесе, уточнить представления о его обитателях.  Знакомить детей с природоохранной деятельностью в национальном парке  

 «Нижняя Кама». Формировать умение видеть красоту природы родного края.

1

Комплексное занятие

9.Почему нужно беречь природу?

Обобщить представления  о природе, как сообществе,  в котором живут  вместе растения, животные, человек.  Сформировать обобщённое представление о том, что природа – это дом для  всего живого и нужно его беречь.

1

Обобщающее занятие

10. Щедрые дары природы

Обобщить и систематизировать знания о лете, о признаках лета. Сформировать у детей представление о дарах лета. Воспитывать бережное отношение к растениям.

1

Обобщающее занятие

11. Мой родной край

 

Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и  животных  произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям.

1

Интегрированное

занятие

12. О лете

Обобщить знания о лете, уточнить знания о признаках и особенностях. Закрепить знания о состоянии растений летом, о жизни животных (зверей, птиц, насекомых). Вызвать переживания радости от воспоминаний о лете.

1

Обобщающее, итоговое занятие

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «ярый»

Все синонимы к слову ЯРЫЙ вы найдёте на портале Викислово.

Урок русского языка в 11-ом классе. Фонетика. Орфоэпия.

Урок русского языка по повторению фонетики и орфоэпии. (Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ).

Читать далее...

Геометрия в рабочих профессиях

В статье говорится о необходимости геометрических знаний в самых простых рабочих профессиях, так как именно эти знания способствуют сохранению и возрождению этих профессий.

Читать далее...

Алгоритм работы над устной темой в процессе изучения иностранного языка

В статье даны методические рекомендации для учителей иностранного языка по теме «Времена года».

Читать далее...

Из опыта подготовки к ЕГЭ по математике

В данной статье автор делится опытом подготовки учащихся к ЕГЭ.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.