Программа экологического воспитания детей и ознакомление с окружающим «Яр» («Бережок»)
|
оставить комментарий |
«Мир, окружающий ребенка,
это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством
явлений с неисчерпаемой
красотой».
В. А. Сухомлинский
В своей работе с детьми на занятиях экологии и ознакомлению с окружающим миром я много рассказывала детям о богатстве родной природы. Со временем появилась программа для детей старшего дошкольного возраста. Название «Яр», в переводе с татарского означает «берег», «бережок» неслучайно, оно имеет общий корень с названием нашего города Набережные Челны. «Бережок» перекликается со словами «беречь», «оберегать».
Цель программы: ознакомление с природой родного края и формирование бережного отношения к объектам окружающей среды нашего города и ближайшего природного окружения.
А задачи, которые предлагает решить программа:
- формирование устойчивого интереса к живым и неживым объектам и явлениям, умение их наблюдать, выделять характерные особенности внешнего вида, питания, передвижения и приспособления.
- формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, причинно-следственные связи.
- воспитание с детских лет любви и чуткого отношения к природе родных мест, которые человек сохранит, где бы он ни был, потому что дорого то, к чему любовь привили с детских лет — любовь к малой Родине.
В нашем современном мире проблеме экологического воспитания придаётся очень пристальное внимание. И проблема сохранения хрупкого равновесия в природе очень актуальна. Ухудшение окружающей среды ведёт к ухудшению жизнедеятельности человека.
Начинать работу по формированию человека с новым экологическим мышлением, который будет осознано относиться к природе и последствиям своих действий по отношению к ней – это задача педагогов, психологов, экологов. И начинать эту работу нужно с самых маленьких.
Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающую природу очень эмоционально, как нечто живое, поэтому эта работа всегда будет продуктивна. Мы знаем, что основы мироздания и базовые и личностные качества ребёнка формируются именно в дошкольном возрасте и в дальнейшем будут развиваться. Влияние природы на ребёнка огромно- это тайны природы, которые заставляют задуматься, присмотреться, разгадать.
Экологическое воспитание дошкольников- это воспитание способности понимать, любить окружающий мир и бережно относиться в нему. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту где он родился и живёт, и , конечном итоге, любви к малой родине и к Отечеству.
Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребёнка эмоционального бережного отношения к природе, способность видеть её красоту.
Жилые массивы нашего города прилегают к границам национального парка «Нижняя Кама». Педагоги должны стремиться добиваться понимания дошкольниками того, что в природе всё взаимосвязано, что нарушение условия существования растений и животных ведёт к их гибели и исчезновению. Дети должны понимать, что люди занимают по отношению к природе позицию сильной стороны, и поэтому должны учиться беречь и заботиться о братьях наших меньших. Так же старшие дошкольники учатся замечать результаты человеческой деятельности в природе, давать им оценку и отличать антигуманные и безнравственные поступки.
Эта программа научит ребёнка лучше узнать окружающую его природу. Чтобы занятия были интересные и проходили в игровой форме, педагогам можно посоветовать сделать из природного материала Дедушку - Лесовика (из большой кедровой шишки, шляпу из засушенного гриба, бороду из бересты или сосновых иголок, руки и посох из веток, ноги из гриба – трутовика). Дедушка- Лесовик каждой занятие будет приглашать в гости в лес, на реку и на лужок и т.д. Так же будет учить детей правилам поведения в природе, отмечать активных детей. В работе с родителями можно рекомендовать после каждого занятия понаблюдать с ребёнком за тем или иным объектом в естественных условиях. Это поможет лучшему усвоению материала.
Календарно-тематический план
Перечень разделов |
Темы |
Цель |
Коли- чество часов |
Виды занятий |
Лето |
1. О лете.
|
Обобщить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде, отдыхе. Учить устанавливать простые связи между условиями среды и живыми объектами. |
1 |
Комплексное занятие |
2. Ягодная поляна
|
Уточнить представления детей о лесных ягодах, (месте их произрастания и их пользе). Обобщить и систематизировать знания детей о лесных и садовых ягодах. Воспитывать желание делиться своими знаниями со сверстниками |
1 |
Закрепление имеющихся знаний и умений |
|
3. Ядовитые растения нашего края |
Углублять и конкретизировать представление детей об опасных и ядовитых растениях нашего края. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь. Воспитывать желание углублять и расширять свои представления о растительном мире. |
1 |
Закрепление имеющихся знаний и умений |
|
4. Грибная семейка |
Формировать у детей представление о съедобных и несъедобных грибах, дать знание об их пользе и вреде, рассказать о приспособлениях семян к распространению. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. |
1 |
Сообщение новых знаний |
|
5.Что делает воздух чистым? |
Дать детям знание о том, что воздух – условие жизни растений и животных; живые существа не могут жить без воздуха. Растения, животные дышат воздухом, растения дышат листьями, стеблями, корнями, а живые существа – легкими. Воспитывать интерес к окружающему. |
1 |
Сообщение новых знаний |
|
6. У птиц появились птенцы |
Систематизировать представление детей о птицах и их птенцах. Формировать у детей конкретные представления о важном периоде в жизни птиц и соответствующем поведении человека. Воспитывать осознанное желание беречь природу. |
1 |
Сообщение новых знаний |
|
7. Хищные речные обитатели |
Углубить и обобщить представления детей о водоемах, как среде обитания животных и растений. Учить устанавливать конкретные взаимосвязи между обитателями воды и приспособлением их к жизни. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Комплексное занятие |
|
8. Хвойный и смешанный лес |
Систематизировать значения о лесе, уточнить представления о его обитателях. Знакомить детей с природоохранной деятельностью в национальном парке «Нижняя Кама». Формировать умение видеть красоту природы родного края. |
1 |
Комплексное занятие |
|
9. Почему нужно беречь природу? |
Обобщить представления о природе, как сообществе, в котором живут вместе растения, животные, человек. Сформировать обобщённое представление о том, что природа – это дом для всего живого и нужно его беречь. |
1 |
Обобщающее занятие |
|
10. Щедрые дары природы |
Обобщить и систематизировать знания о лете, о признаках лета. Сформировать у детей представление о дарах лета. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
1 |
Обобщающее занятие |
|
11. Мой родной край
|
Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
12. О лете |
Обобщить знания о лете, уточнить знания о признаках и особенностях. Закрепить знания о состоянии растений летом, о жизни животных (зверей, птиц, насекомых). Вызвать переживания радости от воспоминаний о лете. |
1 |
Обобщающее, итоговое занятие |
|
Осень |
1. Об осени
|
Углубить и обобщить представления детей об осени, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных. Учить устанавливать простые связи между состоянием окружающей среды и животными, приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Комплексное занятие |
2. Живая и неживая природа нашего края |
Учить отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от неживой. Сформировать у ребенка о связи понятий человек-природа и человек-часть природы. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
3. Как растения готовятся к зиме |
Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью. Учить устанавливать связи между растениями и изменениями в природе. Ознакомить с трудом взрослых по уходу за растениями в парке. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
4. Корабельные рощи нашего края |
Дать детям представление о примете нашего края - высоких соснах. Познакомить с произведениями И.И.Шишкина. Сформировать представления о последствиях вырубки леса. Воспитывать гордость за свой край, место своего рождения. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
5. Кама – сестрица Волги |
Уточнить представления детей о реке, протекающей рядом с нашим городом и о значении ее для нашего края. Сформировать понятие, что Кама - приток большой реки Волги. Воспитывать любовь и бережное отношение к реке и ее обитателям |
1 |
Интегрированное занятие |
|
6. Родники – примета и гордость нашего края |
Познакомить детей с родниками, как примета нашего края. Показать ценность и значение родников для людей и природы. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к местам проживания |
1 |
Интегрированное занятие |
|
7. Как животные готовятся к зиме |
Формировать у детей представления о жизни животных в лесу и подготовке их к зимнему периоду жизни. Воспитывать бережное отношение к животным. |
1 |
Комплексное занятие |
|
8. Заповедные места нашего края
|
Уточнить представления детей о знакомых птицах, подготовка к отлету в теплые края. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
9. Лесные обитателя нашего края |
Уточнить и расширить представления детей о лесе и лесных обитателях нашего края. Формировать бережное отношение к природе и к ее обитателям. |
1 |
Комплексное занятие |
|
10. Хищники наших лесов |
1 |
|||
11. Пернатые обитатели нашего края |
Уточнить представления детей о знакомых птицах нашего края, условиях их обитания. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
1 |
Закрепление имеющихся знаний |
|
12. Об осени |
Обобщить и систематизировать знания детей о ранней, золотой и поздней осени. Учить устанавливать связи между явлениями и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. |
1 |
Обобщающее, итоговое занятие |
|
Зима |
1. О зиме. |
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно). Сформировать элементарные пожелание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ. Воспитывать интерес к зимним явлениям природы. |
1 |
Комплексное занятие |
2. Как лесные обитатели готовятся к зиме |
Формирование у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Развивать познавательную активность детей, творческое воображение. |
1 |
Комплексное занятие |
|
3. Красная книга Татарстана |
Дать детям представление о том, что люди необдуманными поступками могут причинить вред природе. Познакомить с понятием «Красная книга» и о ее назначении. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
4. Как проводят зиму зимующие птицы нашего края |
Уточнить представления детей о зимующих птицах, условиях их проживания, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать желание подкармливать птиц и заботиться о них. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
5. Почему зимой деревья спят? |
Уточнить представления детей о деревьях, об их состоянии в разное время года. Обобщить и систематизировать знания детей о лиственных и хвойных деревьях. Воспитывать желание делиться своими знаниями и наблюдениями с другими детьми. |
1 |
Комплексное занятие |
|
6. Почему нужно зимой помогать птицам? |
Систематизировать представления детей о птицах. Формировать представления о выживании птиц в зимнее время. Воспитывать желание оберегать птиц и помогать им. |
1 |
Комплексное занятие |
|
7. Заповедник «Нижняя Кама» |
Познакомить детей с заповедниками-памятниками природы своей местности. Показать какие ценные виды растений и животных живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости за свой край. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
8. Как проводят зиму грызуны? |
Познакомить детей с животными-грызунами и их образом жизни в зимнее время года. Воспитывать желание оберегать природу. |
1 |
Комплексное занятие |
|
9. Кто главный в лесу? |
Дать детям представление о леснике, человеке, который заботится о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Комплексное занятие |
|
10. Жизнь водных обитателей зимой |
Познакомить детей с условиями жизни водных обитателей, приспособленность их к жизни зимой. Объяснить необходимость охраны этих животных и среды обитания |
1 |
Интегрированное занятие |
|
11. Я — человек |
Развивать представление о том, что человек часть природы, существо разумное. Закреплять знания о ведущей роли человека в охране природы. Воспитывать ответственность за судьбу земли. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
12. О зиме. |
Обобщить представление о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях жизни растений и животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимней природе. |
1 |
Обобщающее, итоговое занятие |
|
Весна |
1. О весне. |
Систематизировать знания детей о весне, о характерных признаках. Учить устанавливать связи между явлениями природы и жизнью животных. Воспитывать чувство прекрасного от весеннего пробуждения природы |
1 |
Комплексное занятие |
2. Круговорот воды в природе |
Обратить внимание детей на значение воды для человека. Обогатить знания детей о воде в разных состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе. |
1 |
Комплексное занятие |
|
3. Пробуждение природы |
Рассказать детям о явлениях природы весной, влияющих на пробуждении природы. Объяснить детям связь одного явления природы с другим. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Комплексное занятие |
|
4. Водоемы весной |
Закреплять знания о воде, о жизни водных обитателей весной и приспособление их к водной среде. Формировать понятия о необходимости охраны водных обитателей и среды их обитания. |
1 |
Комплексное занятие |
|
5. Растения – первоцветы нашего края |
Формировать представления детей о первоцветах нашего края, о значимости их в природе. Развивать экологическое мышление, интерес к исследовательской деятельности. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
6. Ледоход на Каме |
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, в том числе и освобождение ото льда водоемов. Учить понимать связи между явлениями природы. Вызвать переживания от весеннего пробуждения весны. |
1 |
Комплексное занятие |
|
7. Прилёт первых птиц |
Уточнить представления детей о перелетных птицах нашего края, условиях их жизни, трудностях перелета. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
1 |
Комплексное занятие |
|
8. Что делает воздух чистым? |
Закрепить понятие "воздух",его роль в жизни человека. Учить сравнивать условия проживания. Воспитывать исследовательский интерес к окружающему, любознательность. |
1 |
||
9. Весенние хлопоты в лесу |
Систематизировать знания детей о характерных признаках пробуждения природы в лесу. Учить понимать связь между явлениями живой и неживой природы. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы |
1 |
Комплексное занятие |
|
10. Лекарственные растения нашего края |
Формировать представления о лекарственных растениях о правилах их сбора и применения. Развивать экологическое мышление в исследовательской деятельности. |
1 |
Комплексное занятие |
|
11. Цветущий луг |
Углубить и обобщить представления детей о весне, о цветущих весенних цветах. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Формировать бережное отношение к цветущим растениям. |
1 |
Комплексное занятие |
|
12. О весне |
1 |
Обобщающее, итоговое занятие |
Перечень разделов |
Темы |
Цель |
Коли- чество часов |
Виды занятий |
Лето |
1. О лете.
|
Обобщить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде, отдыхе. Учить устанавливать простые связи между условиями среды и живыми объектами. |
1 |
Комплексное занятие |
2. Ягодная поляна
|
Уточнить представления детей о лесных ягодах, (месте их произрастания и их пользе). Обобщить и систематизировать знания детей о лесных и садовых ягодах. Воспитывать желание делиться своими знаниями со сверстниками |
1 |
Закрепление имеющихся знаний и умений |
|
3. Ядовитые растения нашего края |
Углублять и конкретизировать представление детей об опасных и ядовитых растениях нашего края. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь. Воспитывать желание углублять и расширять свои представления о растительном мире. |
1 |
Закрепление имеющихся знаний и умений |
|
4. Грибная семейка |
Формировать у детей представление о съедобных и несъедобных грибах, дать знание об их пользе и вреде, рассказать о приспособлениях семян к распространению. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. |
1 |
Сообщение новых знаний |
|
5.Что делает воздух чистым? |
Дать детям знание о том, что воздух – условие жизни растений и животных; живые существа не могут жить без воздуха. Растения, животные дышат воздухом, растения дышат листьями, стеблями, корнями, а живые существа – легкими. Воспитывать интерес к окружающему. |
1 |
Сообщение новых знаний |
|
6.У птиц появились птенцы |
Систематизировать представление детей о птицах и их птенцах. Формировать у детей конкретные представления о важном периоде в жизни птиц и соответствующем поведении человека. Воспитывать осознанное желание беречь природу. |
1 |
Сообщение новых знаний |
|
7. Хищные речные обитатели |
Углубить и обобщить представления детей о водоемах, как среде обитания животных и растений. Учить устанавливать конкретные взаимосвязи между обитателями воды и приспособлением их к жизни. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Комплексное занятие |
|
8.Хвойный и смешанный лес |
Систематизировать значения о лесе, уточнить представления о его обитателях. Знакомить детей с природоохранной деятельностью в национальном парке «Нижняя Кама». Формировать умение видеть красоту природы родного края. |
1 |
Комплексное занятие |
|
9.Почему нужно беречь природу? |
Обобщить представления о природе, как сообществе, в котором живут вместе растения, животные, человек. Сформировать обобщённое представление о том, что природа – это дом для всего живого и нужно его беречь. |
1 |
Обобщающее занятие |
|
10. Щедрые дары природы |
Обобщить и систематизировать знания о лете, о признаках лета. Сформировать у детей представление о дарах лета. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
1 |
Обобщающее занятие |
|
11. Мой родной край
|
Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям. |
1 |
Интегрированное занятие |
|
12. О лете |
Обобщить знания о лете, уточнить знания о признаках и особенностях. Закрепить знания о состоянии растений летом, о жизни животных (зверей, птиц, насекомых). Вызвать переживания радости от воспоминаний о лете. |
1 |
Обобщающее, итоговое занятие |
Реклама
Комментарии
Вам будет также интересно
Синонимы к слову «ярый»
Все синонимы к слову ЯРЫЙ вы найдёте на Карте слов.
Урок русского языка в 11-ом классе. Фонетика. Орфоэпия.
Урок русского языка по повторению фонетики и орфоэпии. (Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ).
Геометрия в рабочих профессиях

В статье говорится о необходимости геометрических знаний в самых простых рабочих профессиях, так как именно эти знания способствуют сохранению и возрождению этих профессий.
Алгоритм работы над устной темой в процессе изучения иностранного языка
В статье даны методические рекомендации для учителей иностранного языка по теме «Времена года».
Из опыта подготовки к ЕГЭ по математике

В данной статье автор делится опытом подготовки учащихся к ЕГЭ.
Методы внеклассной работы как один из способов повышения эффективности учебного процесса
О новых формах и способах проведения классных часов в школах.