Программа развития МОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей»

        
         оставить комментарий

Программа развития МОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей» на 2006-2011 годы.

Настоящий план определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития лицея и действия по её реализации на период до 2011 года МОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей» г. Архангельска как инновационного образовательного учебного заведения повышенного уровня обучения. Эколого-биологический лицей стремится реализовать целостные образовательные программы, принципиально меняющие характер педагогических отношений, содержание и формы организации жизни и работы учителя и ученика.

Программа развития является преемственной по отношению к основным идеям образовательной программы лицея на 1999-2005 г.г. и учитывает результаты, полученные в период аттестации учреждения в 2004 году.

1. МОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей» является общеобразовательным учреждением, ориентированным на работу с учащимися, обладающими повышенной мотивацией к учебной деятельности, предрасположенными к практической или  исследовательской работе.

3. Эколого-биологический лицей в своей деятельности руководствуется принципами

гуманизации и демократии, приоритетом общечеловеческих ценностей, доступности и         открытости образования, с учётом профессионального определения самого ребёнка и его семьи.

4. Лицей предоставляет учащимся г. Архангельска, обладающим способностями к универсальному образованию и склонностями к профессиям, связанным с работой в системе «человек — человек», «человек — знак — человек» (эколог, биолог, юрист, врач и др.), возможность получить за счёт бюджетного финансирования полноценное образование, позволяющее успешно продолжить обучение в вузах.

5. Педагогический коллектив ЭБЛ ведёт поиск, направленный на:

5.1 Разработку системы непрерывного экологического образования и воспитания учащихся, вариант типовой модели нового вида среднего общеобразовательного учреждения повышенного уровня.

5.2. Апробацию на практике эффективных образовательных технологий, помогающих учащимся овладевать широким спектром способов полноценного усвоения знаний, включая учебные исследования, формирование устойчивых навыков умственного труда, осознанное владение интеллектуальными умениями.

5.3. Разработку и апробацию программных и учебно-методических материалов (учебных планов, материалов к учебным курсам, программ факультативных, элективных, спецкурсов и т.д.).

5.4. Включение в арсенал педагогической практики лицея рациональных сторон опыта школ с экологической и биологической направленностью.

6. МОУ ОЭБЛ ставит перед собой цель способствовать не только дальнейшему возрождению, сохранению и приумножению интеллектуального потенциала России, развитию духовности её граждан, но и становлению правового, экологического образования и воспитания.

Раздел I 

Законодательная база для разработки программы развития лицея

— Конвенция о правах ребёнка.

— Конституция Российской Федерации.

— Закон РФ «Об образовании».

— Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

— Типовое положение об образовательной средней школе.

— Положение о МОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей».

— Устав МОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей»

 

Цель программы: Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию, экологически целесообразного поведения и социализации ребёнка.

     Задачи программы:

— обеспечение прав ребёнка на качественное образование;

— реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем (лицейской, дополнительного образования, вузовской), представляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимые для его развития; 

— построение образовательной практики с учётом региональных, социокультурных тенденций воспитания детей в духе уважения к своему лицею, городу, краю, России; 

— содействие повышению роли семьи в воспитании детей; 

— формирование культуры здорового образа жизни; 

— разработка и внедрение содержания образования в лицее; 

— реорганизация системы управления лицеем; 

— развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения воспитательно-образовательного процесса; 

— включение внеобразовательных социальных структур в систему образования; 

— развитие органов ученического самооуправления,  детской общественной организации. 

Сроки реализации программы: с января 2005 по январь 2011 года.

Финансовое обеспечение программы:

Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительные привлечённые средства (спонсорские, доходы от аренды, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования и др.)

Принципы реализации программы

    Реализация программы строится на следующих принципах:

— программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

— информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в лицее;

— вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития лицея;

— включение в решение  задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.

Управление программой

Для управления реализацией программы развития создан научно-методический совет лицея

Управление лицеем.

Административное управление осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора лицея является координация усилий участников образовательного процесса через Совет лицея, педагогический совет, научно-методический совет.

Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функцию.

(Структура управления лицеем в Приложении №1)

Информационная справка о лицее.

  1. Качественная характеристика.

МОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей» открыт в 1994 году.

Учредители лицея:       

Здание лицея —

В лицее имеется спортивный зал, столовая, библиотека, медицинский и стоматологический кабинеты. Техническое состояние лицея — удовлетворительное.

В 2005-2006 году в лицее обучаются 380 учащихся в две смены. Скомплектовано 15 классов.

Школа II  и III ступени работают в режиме шестидневки, продолжительность урока — 45 минут.

II. Характеристика педагогического коллектива.

Всего педагогов в лицее — 35 человек (из них 6 совместителей).

а) по уровню образования:

Категория специалистов

Высшее педагогическое

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее

Учителя II  и III

ступени

обучения

34

1

б) по стажу работы:

1-3 года

4-10 лет

11-20 лет

21-30 лет

Свыше 30 лет

1

5

4

14+(6совместителей)

5

в) по квалификационным категориям:

Работники с высшей квалификационной категории

Кандидаты педагогических наук

1 категория

2 категория

Разряды

12+3 (совм.)

2 (совм.)

12+1 (совм.)

3

2 (10 р.)

г) количество работников, имеющих отличия:

Всего

«Народный учитель»

«Заслуженный учитель»

«Отличник народного образования»

3

1

2

д) обеспеченность кадрами и возможные вакансии:

кадрами обеспечены

вакансии: нет

В лицее работает научно-методический совет и следующие методические объединения учителей-предметников:

— русского языка и литературы;

— математики, физики, информатики; 

— общественно-научных дисциплин; 

— иностранного языка.              

Раздел II 

Анализ ситуации и концептуальные основания Программы развития.

 

Лицейские условия и результаты, полученные при реализации перспективного плана развития на 1999-2005 годы.

1. В лицее усилиями администрации и педагогического коллектива при поддержке департамента образования мэрии г. Архангельска созданы и поддерживаются благоприятные условия для организации современного процесса обучения и развития:

1.1.  Наполняемость классов соответствует нормам СанПиН.

1.2.  Лицей практически полностью укомплектован достаточно квалифицированными кадрами. В период реализации предыдущей программы педагогический коллектив лицея остаётся стабильным.

1.3.   Департаментом образования мэрии г. Архангельска выделяется 4 ставки дополнительного образования для научно-исследовательской работы учащихся (научные секции, индивидуальная работа, спецкурсы), 1 ставка для организации внеклассной работы с учащимися, привлечения к этой работе специалистов;

1.4.   С целью обеспечения возможности всем субъектам образовательного процесса научиться делать ответственный выбор и в определённой мере формировать собственную траекторию обучения , учителями лицея создано 5 оригинальных программ элективных курсов по выбору, 4 авторские учебные программы;

1.5.   Определены основные психолого-педагогические принципы, на которых строится система отбора учащихся для обучения в лицее. Будущий ученик лицея отбирается из числа окончивших начальную школу с завершённой начальной подготовкой и сформированной готовностью к обучению в лицее, ориентированном на детей с повышенной мотивацией к учению. Интегрированный показатель готовности включает такие качества:

— развитая речь, устойчивое внимание;

— сформированные умения чтения, письма, счёта, знания программного материала начальной школы по основным образовательным областям выше удовлетворительного уровня, развитая любознательность;

— мотивация к продолжению разнообразной и достаточно сложной интеллектуальной работе;

1.6.  Начинает складываться социально-психологическая служба.

Социально-психологическое обеспечение функционирования лицея включает в себя:

— отбор учащихся в 5-е классы;

— оптимизация и контроль процесса адаптации вновь принятых учащихся;

— отслеживание процесса развития учащихся;

— профессиональное консультирование учащихся, педагогов, родителей;

— преподавание элективных курсов социально-психологического цикла.

1.7.  Начата работа по учёту физических данных учащихся при их обучении (особенно на занятиях по физической культуре);

1.8.  Сохраняются традиции развивающей деятельности, основанной на разнообразии объединений по интересам (кружки, секции, клубы), дальних и близких поездках по стране и за её пределы. Ежегодно в лицее действует летний оздоровительный лагерь, организуются походы, летние экспедиции в Пинежский заповедник.

Основные концептуальные идеи (задачи).

1.    Переход в перспективе к универсально-профильному образованию повышенного уровня.

2.   Поиск содержательного ядра (инварианта) лицейского образования.

  1. Выделение универсальной составляющей в программах учебных предметов. Поиск в предметном содержании той части, которая является не подготовкой к изучению того или иного предмета как науки, а его общеобразовательной и общекультурной составляющей.
  2. Продолжение работы в следующих направлениях:

4.1.  Поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное

(научное) исследование, расширение этой работы в рамках курсов по выбору.

4.2.  Отработка групповой формы организации учебных занятий при переходе в 9-м классе к гибкой предметной профилизации.

4.3.  Определение уровня обязательных достижений учащихся  в различных предметных областях подготовки лицеистов.

  1. Активизация учебной деятельности социально-психологической службы в определении перспектив  развития лицея.
  2. Продолжение работы, направленной на демократизацию процесса обучения через создание нормативной базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов образовательного процесса (ученик, родители, учитель).
  3. Развитие разнообразных зон развивающей деятельности (кружки, клубы, секции, научное общество учащихся, система самоуправления).  
  4. Совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью.        
  5. Развитие разнообразных зон развивающей деятельности (кружки, клубы, секции, научное общество учащихся, система самоуправления); 

— активизация деятельности социально-психологической службы в определении перспектив лицея; 

— совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»; 

— совершенствование системы воспитания здорового образа жизни; 

 

 

Достижения современного качества образования:

В лицее большое внимание уделяется проблеме качества образования                                                                                                                                                                         

  1. 1.      Анализ самоопределения обучающихся

 

Год выпуска

Всего

выпуск-

ников

Общее число выпускников, поступивших в вузы

Число выпускников, кот. поступили в вузы в соответствии профильным обучением в лицее

Количество

%

количество

%

1999

26

25

96

12

48

2000

23

20

87

15

75

2001

26

26

100

14

54

2002

40

33

83

25

63

2003

26

26

100

13

50

2004

69

68

99

31

46

2005

60

59

98

32

54

2006

45

 

      55% выпускников поступают в вузы в соответствии с профилем обучения в лицее.

 

В лицее уже отлажена система комплектования профильных классов, но в связи с появлением филологического и экономико-технического профиля необходимо обратить внимание на формирование этих классов.

  1. Изучив образовательные потребности обучающихся и их родителей, было предложено ввести профильные курсы: информатики, экономики, филологии, а также открыть ещё два профиля: экономико-технологический и гуманитарный.
  2. Изучая продолжительность учебной нагрузки учащихся в течение дня, был сделан вывод, что у 30% обучающихся она превышает максимально допустимую. Необходимо тщательно отбирать и внедрять в лицее эффективные образовательные технологии и новые способы организации учебного процесса.

Таким образом, в целях достижения современного качества образования лицею предстоит решить следующие проблемы:

1)      выбор оптимального количества профилей обучения в лицее;

2)      помощь обучающимся в выборе своего профиля обучения;

3)      отбор содержания образования в профильных классах: содержание программ по профильным и непрофильным предметам, программам углублённого изучения дисциплин;

4)      отбор и внедрение в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень лицеистов;

5)      формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов. 

  1. I.                   Система мероприятий по реализации данной программы.

      Для решения указанных проблем, рационального использования кадровых ресурсов (административных работников, педагогов-практиков, привлечённых специалистов) целесообразно:

1. Проведение следующих мероприятий:

— Совещание — утверждение скорректированных предметных учебных программ, экзаменационных материалов, планирование и контроль за ходом переподготовки учителей;

— НМС — организация экспериментальной (исследовательской) деятельности, включая обсуждение полученных результатов.

Определить в качестве приоритетных следующие проекты:

2. Профильная подготовка в универсальном учебном заведении — лицее.

2.1. Обсуждение этих материалов в предметных МО и при их одобрении становятся основой для последующей трансформации учебных программ, планов, форм организации занятий, итоговых испытаний (2-3 года).

2.2. Нормативное регулирование взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.

Социальная среда лицея.

Лицей находится не в центральном районе города Майская горка. Культурный центр — СКЦ «Луч», где функционирует кинозал, организована работа курсов,  кружков, клубов по интересам. В районе лицея работает Центр творчества и досуга, где ведут занятия специалисты дополнительного образования по интересам ( клубы моделирования судов и самолётов, спортивные секции бокса, степ — аэробики, картинга, шахмат и многие другие).

        Основная масса учащихся лицея — дети бюджетников, много детей из неполных семей.

Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе лицея

Родители являются субъектами образовательного процесса, на них также возложена ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается понять сущность современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы лицея, учебных программах и учебниках, по которым учатся их дети.  Возрос уровень педагогической компетентности определённой части родителей, что свидетельствует о хорошем уровне психолого-педагогического просвещения. Широко используются такой вид сотрудничества, как консультирование родителей педагогами, социальным работником, психологом. В лицее сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: проведение родительских собраний, активная работа  Совета лицея, налажена социально-психологическая служба с целью педагогического просвещения родителей. Родители активно вовлекаются в жизнь лицея: участвуют в творческих, спортивных, познавательных мероприятиях вместе с детьми.

Анализ состава семей обучающихся (проводится ежегодно)  позволяет сделать следующие выводы:

— за последние годы  существенно   увеличилось количество семей обучающихся, где родители имеют высшее образование (215 человек)     

 — 255 человек — служащие, а  67 родителей — рабочие;

- всё больше родителей (38 человек)  активно включаются в рыночные отношения, занимаясь различными видами предпринимательской деятельности;

- по уровню доходов семей в лицее можно выделить две группы:     332 — семьи со средним доходом;         48  семей с низким доходом.

Результаты проведённых исследований показывают, что факт социального расслоения семей влияет на существенные моменты образовательного процесса. Знание  особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве педагогов с родителями, более полно учитывать образовательно-воспитательный потенциал семьи, найти разнообразные формы взаимодействия лицея с семьями детей, не зависящие от их статуса и материального положения.

Анализ опыта   работы с родителями показывает, что на современном  этапе приоритетными направлениями становятся дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье и родителям. Отсюда в лицее разработаны следующие параметры сотрудничества с родителями:

— изучение семей;

— информирование родителей;

— консультирование родителей;

— обучение и просвещение родителей;

— совместная деятельность педагогов и родителей;

— работа Совета лицея.

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Изучение семьи

1.Создан социально-психологический центр МОУ ОЭБЛ.

2. Создана и функционирует «Школа семейной терапии».

3. Работает правовой центр для семей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

4. Функционирует «Социальная гостиная» для родителей, где консультации проводят различные специалисты города по медицинским, юридическим и другим вопросам.

5. Составляется социальный паспорт лицея.

6. Составляются социально-демографические и социально-педагогические характеристики семей лицеистов.

7. Создана база для диагностирования семейных отношений, стилей воспитания, культурной основы семьи.

2005 год

С начала учебного года

Ежегодно

Ежегодно

Слабович Т.М.

Бородина Н.А.

Социальный педагог лицея

Классные руководители, соц. педагог, психолог

Информирование родителей.

1. Выпуск бюллетеней по родительскому просвещению:

— семьи социального риска;

— неполная семья, её проблемы;

— проблемные семьи, их типы и пути выхода из конфликтов.

2. Оформление стенда для родителей «Ответственное отцовство и материнство».

3. Выступления в средствах массовой информации по проблемам современной семьи.

4. Создание справочника для родителей на основе социально-психологических исследований семей.

Ежегодно

2006 г.

Ежегодно

2007 г.

Совет родителей

Соц. педагог лицея

Соц. педагог, АО ИППК РО, ПГУ.

Просвещение семьи

1. Проводить корректировку программы для просвещения родителей «Моя семья».

2. Корректировать  программу для родителей «Мир семейной гармонии».

3. Проведение ролевой игры для просвещения родителей «Я — родитель и семейная политика» (по изменяющимся функциям семьи в изменяющемся мире).

4. Конференция для родителей «Семья в российском социуме: проблемы, опыт, перспективы».

Ежегодно

Ежегодно

2006 год

Ежегодно

Соц. педагог, психолог

Обучение родителей.

1. Родительский всеобуч по развитию ответственности отцовства и материнства через лекторий на классных родительских собраниях.

2. «Игротерапия» для родителей:

— изменение ролевого характера взаимоотношений в современной семье;

— конфликты в семье;

— психотерапия семейных отношений («арттерапия»).

Ежегодно

В течение всего периода

Классные руководители, соц. педагог, психолог, медицинский работник

Консультации для родителей

1. Организовать индивидуальные консультации  «Социальный час для родителей».

2. В социально-психологическом центре создана диагностическая база по локализации конфликтных явлений и ситуаций и нахождение  путей выхода из них.

3. Организация обучения на МО классных руководителей формам и методам работы с родителями и семьёй.

В течение года, по графику

В течение года

По плану

Соц. педагог, психолог

Соц. педагог, психолог

Руководитель МО классных руководителей

Совместная деятельность педагогов и родителей

1. «Круглые столы» по проблемам семьи: педагоги — родители — учащиеся.

2.Организация Союза-ассоциации творческих мам.

3. Организация Центра Здоровья современной семьи на базе социально-психологического центра (выездные совместные мероприятия за городом: творческие экскурсии, туристические слёты и др.)

Ежегодно

2007 г.

2006-2007 г.г.

Администрация, классные руководители, соц. педагог лицея.

Субъекты и источники социального заказа лицея.

Деятельность лицея осуществляется с учётом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся. 

 

Раздел III 

Основные мероприятия по реализации программы

 

Достижение современного качества образования

 

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Изменения

в содержании

образования

1. Модернизация программ профильного образования и создание комплексных программ (инвариативная часть учебного плана, предназначенная для всех обучающихся плюс вариативная часть учебного плана, ориентированная на обучающихся по профилю):

— экономика  10-11 кл.

— русский язык  10-11 кл.

— литература  10-11 кл.

— английский язык 10-11 кл.

2. Создание сквозных программ по предметам экономико-технологического и гуманитарного цикла.

Август

2006 г.

2006-2007 уч.г.

Руководители М/О, учителя-предметники

Влияние способа организации образовательного процесса на повышение качества образования.

1. Организация лекционно-семинарской и зачётной системы обучения в старших классах.

В течение года

Руководители М/О, учителя-предметники

Новшества в технологиях обучения, воспитания и развития.

Ознакомление педагогов и введение в учебный процесс современных образовательных технологий:

— модульной технологии;

— обучения на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах;

— информационных технологий;

— технологии «Проект».

Ежегодно

Зам. директора по УР и НМР

Новшества в условиях организации образовательного процесса.

Кадровые:

— регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах;

— привлечение преподавателей вузов к работе с одарёнными учениками  лицея;

Научно-методические:

Создание базы данных о передовом опыте учителей лицея, города, области;

Финансовые:

— установление связей со спонсорами;

Материальные:

— комплектование оборудованием кабинетов химии и физики;

— оснащение учебных кабинетов современными  учебно-дидактическими   и наглядными материалами;

Ежегодно

Зам. директора по НМР

Зам. директора по НМР

Директор

Директор

 

 Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса

Анализ физического и психического самочувствия лицеистов выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья. Большой процент лицеистов, имеющих хронические заболевания, приходится на 10-11 классы, поэтому у них сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение беспокойства и психологический дискомфорт. Показатель частоты острых респираторных заболеваний у учащихся 5-11 классов составляет 55%, а нарушение осанки в 5-9 классах — 45%.

Экспертиза организации учебно-воспитательного процесса в лицее позволили установить неблагоприятные факторы, влияющие на физическое и эмоциональное состояние учащихся, их работоспособность и степень усвоения учебного материала. Таким образом, здоровьезатратными факторами являются:

— увеличение объёма и сложности учебной информации;

— гиподинамия в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями Севера, экономической обстановкой в области и другими воздействиями внешней среды;

— неумение чередовать умственную и физическую нагрузки;

— сокращение времени на полноценный отдых, прерывание на свежем воздухе.

В результате организм лицеистов не справляется с комплексом  таких нагрузок, его адаптационные и иммунные резервы истощаются.

Комплексная характеристика состояния здоровья лицеистов показала:

1. Уровень и гармоничность физического развития неустойчивы.

2. Большое количество обучающихся с нарушением осанки, но сколиоз проявляется незначительно. Необходимо регулярно подбирать мебель, широко применять массаж, лечебную физкультуру.

3. К окончанию лицея происходит снижение зрения. Это свидетельствует о большом объёме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года, проведения ежедневных упражнений для глаз, витаминизация питания.

4. Выявленные проблемы побуждают учителей лицея к освоению методов контроля за состоянием здоровья учащихся.

Проведённые в лицее исследования показали, что чем меньше учитываются возможности детского  организма при организации различных видов деятельности, чем больше напряжение и утомление учеников, тем чаще недомогания детей переходят в болезни.

В лицее проведено исследование по отношению учащихся 10-х классов к здоровому образу жизни. Оно показало, что для большинства учащихся «здоровый образ жизни» — это заниматься спортом (40%), не пить спиртные напитки (26%), не употреблять наркотики (33%), полноценно питаться (18%), вести осмысленный образ жизни (28%).  Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья лицеистов можно выделить следующие:

1) социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии создать необходимые условия для гармонического развития ребёнка;

2) увеличение учебной информации;

3) недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей;

4) много времени учащихся проводят у компьютера;

5) неполноценное питание в неполных семьях.

В результате наблюдения и профилактической работы выявлены следующие показатели здоровья учащихся лицея:

Структура заболеваемости обучающихся в 5-11 классах.

 

класс

Кол-во обу-

чающи-

хся

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Болезни почек

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы

Заболевания щитовидной железы

Лор — патология

Аллергические заболевания

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

5-9

288

33

11,4

40

13,8

63

21,8

2

0,06

15

5,2

15

5,2

10-11

88

17

19,3

15

17

15

17

1

0,1

7

0,7

4

4,5

всего

376

50

13

55

14,6

78

20,7

3

1

22

7,9

19

5

 

Состояние здоровья обучающихся в 5-11 классах.

 

класс

Кол-во обу-

чающи-

хся

Кол-во обучающихся с отклонениями

в физическом развитии

Кол-во обучающихся с нарушением осанки

Кол-во обучающихся с нарушением зрения

Кол-во обучающихся с хроническими заболеваниями

Частота острых заболеваний

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

5-9

288

111

38,5

160

55,5

81

28,1

122

42,3

241

83,6

10-11

88

36

40,9

34

35,2

53

60,2

59

67

66

75

всего

376

147

39

194

51,5

134

35,6

181

48,1

307

81,6

 

Распределение обучающихся лицея по группам здоровья.

 

Количество обучающихся

Количество обучающихся с первой группой здоровья

Количество обучающихся со второй группой здоровья

Количество обучающихся с третьей группой здоровья

Количество

обучающихся в подготовительной группе

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

376

38

10,1

184

40,8

154

30,8

1

0,3

 

Для того, чтобы улучшить состояние здоровья учащихся, необходимо объединить усилия педагогов, врачей, психологов.

Анализ состояния здоровья учителей показывает, что среди соматических заболеваний чаще встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы, которые являются следствием длительного эмоционального перенапряжения и стрессов.

В лицее разработана программа здоровья по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Основной частью программы являются профилактические мероприятия, направленные на усиление защитных сил организма, организация психологической поддержки лицеистов, методическая работа по повышению профессиональной компетенции педагогов в области здоровья, использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса реализуются в программе развития лицея 3 направления:

1. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья ученика.

2. Обеспечение условий для здоровьесберегающей деятельности педагогов.

3. Обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся

1. Обследование детей, поступивших в 5-е классы лицея.

Ежегодно

Зам. директора по ОТ и здоровью учащихся, мед. работник лицея

2. Мониторинг состояния здоровья лицеистов (5-11 классы)

Весь период

Администрация лицея

3. Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся  

Весь период

Медико-психологическая служба

4. Проведение бесед по профилактике:

— алкогольной и наркотической зависимости;

— вреде табакокурения;

Весь период

Администрация, Областной центр медицинской профилактики.

5. Ведение учебных программ:

— «Твоё здоровье», факультатив для 5-6 классов;

— «Прикладная экология», 10-11 кл.

— «Первая медицинская помощь», спецкурс для 10 класса.

Весь период

Учителя-предметники, общество «Красного креста»

6. Организация работа спортивных секций:

— волейбол;

— корригирующая гимнастика;

— баскетбол;

— лыжная подготовка;

Весь период

Учитель физкультуры

7. Организация контроля за выполнением санитарно-гигиенических норм.

Весь период

Администрация

8. Регулярное проведение Дней здоровья,  лицейского конкурса «Самый здоровый класс»

Ежегодно

Учитель физкультуры, классные руководители

9. Проведение конкурса на самый спортивный класс.

Ежегодно

Учитель физкультуры, классные руководители

10. Проведение спортивных соревнований и праздников.

Весь период

Учитель физкультуры, классные руководители

11. Введение в рацион питания витаминных и йодосодержащих препаратов, организация диетического питания.

 

12. Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены и др.)

 

13. Реализация программы «Здоровье»

 

14. Проведение декады психологической разгрузки с целью профилактики переутомления, сохранения психического здоровья.

15. Проведение бесед с учащимися по профилактике простудных и вирусных заболеваний, кишечных заболеваний, основам правильного рационального питания.

 

16. Оборудование спортивной площадки на территории лицея

17. Проведение праздника Дня защиты детей.

 

18. Организация летнего оздоровительного экологического лагеря  в лицее.

19. Реабилитация детей с патологией нарушения опорно-двигательного аппарата в группах корригирующей гимнастики.

 

20. Проведение физкультминуток и гимнастики для глаз на уроках.

 

21. Проведение бесед с учащимися по правилам дорожного движения.

 

22. Организация и проведение многодневной экологической экспедиции в Пинежский заповедник.

 

23. Проведение лицейского конкурса «Самый здоровый класс».

Весь период

Весь период

Весь период

Ежегодно

Ежегодно

2007-2008

Ежегодно

Ежегодно 

Ежегодно 

Весь период

Весь период

Ежегодно

(июль)

Ежегодно 

Зав. производством, мед. Работник

Учитель физкультуры, классный руководитель

Администрация лицея

Психолог, преподаватели кафедры психологии ПГУ.

Мед. Работник лицея, классные руководители.

Администрация лицея

Зам. директора по ВР

Администрация лицея

Учитель физкультуры, инструктор.

Учителя-предметники

Инструктор по профилактике ДТП, инспектора ГИБДД г. Архангельска.

Администраци лицея

МО классных руководителей

Обеспечение формирования здоровьесо-

храняющих культурных традиций

1. Организация Центра содействия здоровью.

2006 год

Администрация, МО классных руководителей

2. Проведение лекций, родительских собраний, посвящённых возрастным особенностям обучающихся; профилактике нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата, режиму питания.

Ежегодно

Психолог, социальный педагог, мед. Работники областного центра профилактики.

3. Регулярное проведение праздника «Мама, папа, я — спортивная семья».

Весь период

Учитель физкультуры.

4. Проведение турслётов, совместного отдыха учащихся с родителями на базах отдыха города и области.

Ежегодно

Администрация лицея, классные руководители.

5. Совместное участие родителей и детей в соревнованиях «Лыжня России», в городской Майской эстафете.

Ежегодно

Учитель физкультуры, классные руководители

Обеспечение здоровьесо-

храняющей деятельности

педагогов

1. Проведение профилактических медицинских осмотров педагогов.

Ежегодно

Администрация лицея

2. Организация и проведение психологических семинаров-тренингов.

Весь период

Психолог, социальный педагог

3. Создание банка данных об оздоровительных программах для педагогов. Реализация одной из них в лицее.

2006-2007 г.г.

Центр содействия здоровью в лицее.

4. Организация работы медицинского кабинета по реабилитации учителей после перенесённых заболеваний.

2007-2008 г.г.

Психолог, мед. Работник

5. Организация медицинских услуг (массаж, ЛФК и др. в лицее).

2008-2009 г.г.

Администрация лицея, мед. работник

6. Ознакомление педагогов с нормативными  документами по охране здоровья участников образовательного процесса.

Ежегодно

Администрация лицея, специалисты департамента здравоохранения

7. Проведение товарищеских игр по волейболу, баскетболу между командами учителей и учащихся.

Ежегодно

Учителя физкультуры   

8. Организация проведения косметического ремонта  учебных помещений.

Ежегодно

Зам. директора по АХР

Научно-исследовательская работа по вопросам здоровья и здорового образа жизни

1. Предупреждение и профилактика нарушения осанки у учащихся ЭБЛ.

2006-2007 г.г.

Научное общество учащихся, учитель физкультуры

2. Участие в межшкольных, городских, областных конференциях:

— По проблемам СПИДа и здорового образа жизни;

— По проблемам алкоголизма и табакокурения;

— По экологическим и медицинским проблемам города и области.

Ежегодно

Зам. директора по НМР, психолог, социальный педагог.

3.Взаимосвязь процесса обучения и состояния здоровья.

2008-2009 г.г.

Зам. директора по УВР (ответственный за ОТ и здоровье участников учебного процесса)

4. Составление экологического паспорта и практические рекомендации для улучшения экологической обстановки лицея.

2006-2007 г.г.

Учитель экологии

5. Влияние питьевой воды на организм человека.

Нетрадиционные методы очистки воды от бактерий.

Эффективность бытовых фильтров при бактериальном загрязнении воды.

2010-2011 г.г.

Учителя биологии, экологии, преподаватели ЕГФ ПГУ

6. Влияние фитонцидов комнатных растений на микробное загрязнение воздуха учебных кабинетов.

2007 год

Учитель экологии         

7. Анализ экологической экспертизы учебных кабинетов.

2006-2007 г.г.

МО учителей естественнонаучного цикла

8. Изучение соматических и физиологических показателей учащихся лицея.

Весь период

Учителя биологии, мед работник

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «лицей»

Все синонимы к слову ЛИЦЕЙ вы найдёте на портале Викислово.

Зачем нужно учиться математике?

Математика — единственный школьный предмет, который учит думать.

Читать далее...

Урок русского языка в 11-ом классе. Фонетика. Орфоэпия.

Урок русского языка по повторению фонетики и орфоэпии. (Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ).

Читать далее...

Геометрия в рабочих профессиях

В статье говорится о необходимости геометрических знаний в самых простых рабочих профессиях, так как именно эти знания способствуют сохранению и возрождению этих профессий.

Читать далее...

Алгоритм работы над устной темой в процессе изучения иностранного языка

В статье даны методические рекомендации для учителей иностранного языка по теме «Времена года».

Читать далее...

Из опыта подготовки к ЕГЭ по математике

В данной статье автор делится опытом подготовки учащихся к ЕГЭ.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.