Игровая зависимость от World of Warcraft. Реальная история

        
         10 комментариев

Игровая зависимость от World of Warcraft. Реальная история

Прежде, чем написать эту статью, мне бы хотелось предупредить читателя. Я не журналист, более того, у меня медицинское образование. А потому, мой взгляд начинающего врача-психиатра на проблему WoW-зависимости, прольет свет на некоторые аспекты этого разрушительного процесса. Я говорю «процесса», потому что для меня, на моих глазах, складывается драма жизни моего друга, который губит свое время на виртуальный мир. Более того, сам автор статьи играл в WOW около года, и это делает статью более ценной в том смысле,  что я знаю, о чем пишу, так как сам окунулся в мир MMO. А теперь, дорогой читатель, я предлагаю тебе узнать совершенно реальную историю.

Летом 2008 года я и Grimmor (я буду называть своего друга его игровым ником) получили доступ к интернету. Grimmor в то время как раз купил себе новый компьютер, и, естественно, радовался новой игрушке. От себя добавлю, что это мой друг со школы, и что старый друг лучше новых двух.

Годом ранее я с парнями из общаги ходил на ночь в компьютерный клуб, где мы вначале резались в контру, а потом каждый начал заниматься своими делами. Вот тогда-то я и ради интереса попробовал зайти в WOW. Поиграл я в него часик и время наше закончилось. И вот, когда ко мне в гости пришел Grimmor, я предложил ему: «А давай установим себе WOW и будем играть вместе?». « Хорошо» — ответил друг, скачал мне и себе новейшую в то время версию игры WOW Burning Crusade 2.4.3, установил её себе и мне. Grimmor нашел пиратский сервер Баккор и мы начали игру, создав персонажей ( я — палладин, он — варлок). 

Поначалу мы были просто в восторге от нового жанра игры! Тут существовал целый мир, где можно было путешествовать, не ограничиваясь сюжетом игры. WoW казался абсолютно свободной территорией, где тобою не управляет сюжетная линия, где ты можешь просто бегать куда захочешь, путешествуя по Азероту. Итак, мы качались ( но я больше шлялся по окрестностям, рассматривая воображаемый мир Blizzard'ов). Без Grimmorа играть было неинтересно, скучно. Хотелось все делать вместе, чтобы друг разделил радость познания нового виртуального мира.

Тогда-то, на уровне 30+ мы и познакомились с еще одним немаловажным персонажем Sinner, который в реале оказался дядькой лет 33-х. Он тоже немаловажная фигура в моей исповеди, так что не будем списывать его со счетов. 

Sinner оказался добрым, отзывчивым игроком, более того, первым человеком, с которым мы познакомились на пиратке, первым и последним, с кем я общался в WoW не на тему игры. Теперь уже мы продолжили нашу игру втроем. Это было еще интереснее. МЫ беззаботно игрыли, не задумываясь о будущих рейдах и данжах, для нас с Grimmor было одно важно — исследовать и путешествовать по Азероту.

Но тут наш сервер начал безумно лагать и пришлось перейти на другой. И вот тут, в последние дни сервера, Grimmor познакомился в игре с девушкой под ником Cler. Они начали общаться, и она порекомендовала Grimmor сервер, на котором давно играла. Мы же с Sinner начали играть на другом, звали его с собой.

Grimmor В то время было 21 год, девушки у него никогда не было. Он чрезвычайно закомплексованный и застенчивый человек. В классе у нас никогда не пользовался авторитетом, относился к числу лузеров. Однако в детстве он был беззаботным ребенком, но настораживало одно: он всегда бегал хвостиком за одним из своих друзей (как оказалось, проблемы в семье — абсолютная безнадзорность за ребенком, мы об этом еще поговорим). Но Grimmor был также умным и сообразительным человеком, очень ответственным ( иногда я его о чем-то просил, потом забывал о просьбе, а он её выполнял, да и еще напоминал мне, что я его о чем-то просил).

Итак, он начал активно общаться с Cler. Его уже трудно было переманить играть вместе на нашем сервере, он играл с нами без желания, будто бы выполнял обязательства. Его тянуло к ней, он постоянно проводил время на другом сервере, часами не отвечал в аське, или, если отвечал, то односложно.

Мы с Sinner поменяли множество серверов, мне уже начала надоедать игра. Ведь прошло уже полгода. Играть с Grimmor не было возможности — он играл с той девушкой, Sinner все время прыгал по серверам. Но меня заставил задуматься один момент: почему я не могу ни с кем нормально пообщаться в игре? Но я действительно старался завести какие-то темы для разговора, желательно не игровые(от WoW уже тошнило), однако почему-то все игроки ускользали от темы, переводили разговор в игровую тематику, или просто молчали. Иногда их ответы я мог интрпретировать как депрессивные.

Иногда мы виделись с Grimmor вживую ( я учился в другом городе в меде, приезжал иной раз на выходные), и он поначалу рассказывал мне, что они с Cler общаются на такие темы, на которые он раньше никогда ни с кем не общался, что у них появились секреты, и он их никому не расскажет. Вообщем, учитывая инфантильность друга, я сделал вывод, что они общаются на тему любви, мечтаний отношений, возможно, на сексуальные темы. Вообщем, Grimmor излил перед ней всю свою душу, открыл себя. Думаю, она сделал то же самое.

Мне удалось узнать, что Cler 26 лет, что у нее есть парень 29-ти лет, они живут за 4 тыс. км от Grimmor. Она работает, а после работы сразу же «залипает» за игрой до ночи или до раннего утра. Её парень поступает точно так же. Нет смысла говорить о том, что выходные она проводит сплошь за монитором компьютера.

Далее, Grimmor начал меняться в худшую сторону. Удалось выудить из него, что они с Cler признались друг другу в любви, и что если бы не расстояние и гражданство, то были бы они вместе (это несмотря на то, что Cler с парнем встречается много-много лет). Что ж, тогда у меня была девушка, и мне было дико слушать, как мой друг влюбился через WoW в девушку из России (Cler), и я с моим братом начали над ним подтрунивать.

Это была наша естественная мужская реакция. Мы не желали цяцькаться с Grimmor, а лишь говорили ему слова, вроде: « Лучше бы нашел реальную девушку! Да ты что, совсем того? Да как там можно, вон, посмотри сколько красивых девушек, а тебе уже 22 и ты ни с кем даже на свидание не ходил! Эх, пропадает же парень!»

И это правда. Ему в тот момент было 22 года, и он никогда никого не приглашал на свидание. Даже темы о девушках никогда не подымал. Но тут они его и вправду перестали интересовать! Он полностью втюрился в Cler! Она заняла в его жизни нишу девушки! Он даже как-то сказал : «я не знаю, нужна ли мне девушка, у меня же есть Cler!». И это в 22 года!

Далее, мне удалось выяснить, что они с Cler не играют, они «проводят вместе время», «встречаются», «ходят на свидания»! Вот как воспринимал это Grimmor! Потом проскользнула оговорочка, что она слала ему интимные фото ( у самой парень 29 лет). Наверняка, у них был вирт. 

То есть, Grimmor даже не может подумать о том, чтобы пойти на свидание с девушкой — для него это будет «измена» Cler! Он как-то мне сам сказал, что она — смысл его жизни (инфантильность).

Grimmor Начал замыкаться в себе, его стали охватывать жуткие депрессии. И понятно, почему. Ведь он не мог увидеться с Cler, и все время бичевал себя мыслями о собственной неполноценности, о своем собственном одиночестве, о том, что его никто в этой жизни не понимает. Иногда у него проскакивали мысли о суициде(благо, на такое он вряд ли способен, потому что малодушен).

Круг интересов у него сузился до схемы: Игра-Cler. Он все время думал об игре, в которой проводил добрую половину суток, с нетерпением ждал появления онлайн своей «девушки», помогал ей там, скажем, играл ради нее, представляя, что делает благородные поступки для любимой Cler. Он даже планировал собрать денег, чтобы поехать к ней в гости, его не пугала возможность отхватить от её реального парня, но, благо, все его время поглощала игра, свидания, встречи с Cler, а потому, о заработке не могло быть и речи.

Мимика Grimmor изменилась. У него появился запавший грустный взгляд, улыбался он лишь одними уголками губ. Он стал рассеянным, забывчивым, необязательным, постоянно переспрашивал вопрос — это верные признаки депрессии, скажет вам любой психолог. Над человеком довлеет неимоверная подавляющая лапа депрессии, делая его безразличным к окружающей действительности. Все вокруг теряет для Grimmor смысл. Цель его жизни находится за 4000 км от его места жительства. Понятное дело, что на тему реальных отношений с девушками и говорить с ним нечего. Ему это не нужно, у него уже «есть девушка».

Я бросил играть WoW спустя год — до того мне это надоело. Я стал больше времени проводить с девушкой, чаще видеться с друзьями, братом. Теперь у меня было больше времени на учебу, на книги, по которым я так соскучился. Grimmor, подражая мне, тоже якобы бросил, но! Если вы действительно бросаете игру: удалите аккаунт и обязательно персонажа! От персонажа надо избавиться в первую очередь! Просто не заходить в игру, зная, что там вас ждет персонаж 85-го уровня — это не бросать игру! Нужно обрубить все концы! Вот он и не удалил персонажа, даже более того — перешел на официальный сервер с девушкой. Нет смысла говорить, что офф — это еще более сильный капкан, чем пиратки.

Но вот только общения с Grimmor не получалось. Он яростно оберегал тему Cler, понимая, что я отношусь к этому негативно. Я перестал получать от него сведения, как там у них с Cler дела. Порочный круг замкнулся: Cler-WoW-Cler-WoW. Grimmor ничем не интересовался в жизни, кроме этого. Он стал апатичным к окружающей действительности, ничто не вызывало в нем эмоционального отклика в нашем общении. Ему было все равно, как у меня дела, что нового произошло, как там моя девушка. Ему все это было по барабану. Я субъективно ощущал, что между мной и его скудными интересами стоит прочнейшая стена. А потому, то, что интересовало его (Cler-WoW) он мне не сообщал. Но ведь общение — это процесс с эмоциональной составляющей! Собеседник должен быть интересным, небезразличным человеком, чтобы с ним можно было общаться! Grimmor же общался, словно в пространство, задавая шаблонные вопросы. Его ничего не интересовало. Честно говоря, мне было неприятно, даже отвратительно общаться с человеком, который делает вид, что интересуется мною, моей жизнью. Мы почти что перестали общаться.

Было ли странным то, что все воспитательные беседы на тему WoW не имели успеха у Grimmor? Бросить игру — значит, бросить девушку, которую он «любит». Как он мог так поступить с бедной Cler? Никогда в жизни! Да и мы с братом устали ему твердить свои поучения, понимая, что если у человека нет критики и осознания своего состояния — говорить с ним о WoW — все равно что кричать с Луны на Марс.

Несколько слов о Sinner. Это добрый, абсолютно беззлобный человек. Но в WoW подолгу нормальные люди не задерживаются! Ему сейчас 35 лет, он не женат, часто злоупотребляет алкоголем, в нем до сих пор сидит глубокая обида на девушку, которая его давным-давно бросила (это он рассказал мне по пьяни, еще когда я играл). У него нет постоянной работы, нет высшего образования, нет собственного жилья и личной жизни. Есть только собутыльники, с которыми, и я в этом уверен, он заглушает свои проблемы в этой жизни.

Grimmor Ничего не стоило собрать рейд в 25 человек или 5 человек для героика. Он легко мог уболтать пойти с ним на какого-то босса. В игре он казался общительным, немного дурашливым, часто шутил. В жизни же был чрезвычайно застенчивым, настолько стеснялся с кем-либо заговорить, что иной раз просто нес чушь(как это показывают в американских фильмах!). Вот такая вот реакция гиперкомпенсации в игре! Там он мог быть таким, каким хотел стать в жизни: общительным, душой компании, любящим и любимым, полезным человеком.

Не утаю от вас и того, что однажды он позвонил мне, говоря в слезах, что его «бросила Cler». На вопрос : «как?» ответил: « Удалила меня из аси, френд-листа WoW, сказав, что нам надо перестать общаться». Он постоянно твердил в трубку: « Что мне теперь делать! Я думаю о самоубийстве! Жизнь потеряла смысл!» и ревел. Нет нужны описывать мое состояние шока. Благо, что на следующий день они стали общаться. Даже создали персонажей, о которых знали лишь они, никого не принимая себе в друзья. Настоящие влюбленные...

Иногда Grimmor жаловался мне, что они с Cler почти всегда не могут завести тем для разговора, что подолгу молчат или говорят о ерунде. Его это злило и он чувствовал свою вину за то, что из него получается плохой собеседник. Но, с другой стороны, о чем можно говорить с человеком, который только и интересуется, что игрой, не читая книг? Да и Cler такая же.

Grimmor сейчас 23 года, девушки у него не было, и скорее всего, еще не скоро будет. Мне кажется, что он будет жить с WoW еще долго и долго, и его будущее — это будущее Sinner'а. Последний тоже еще сидит на этой заразе, игра помогает ему абстрагироваться от земных проблем.

В WoW играют люди с психологическими проблемами. Они убегают из реальной жизни в виртуальную, где нет тех проблем и ошибок, которые сопровождают их в повседневной деятельности. Где они — герои, от которых зависит судьба рейда, данжа. В WoW им никто не указ (даже ГМ), и они могут вести себя в игре так, как не осмелились бы этого сделать в реальной жизни. Это одинокие запуганные люди, которым обязательно нужна психологическая помощь. Однако, первый шаг к устранению проблемы — это осознание, что проблема есть.

Родители, внимательно следите за вашим ребенком! В 5-7 лет у него формируются волевые качества, в 7-11 — деловые(опрятность, аккуратность, последовательность) в 12-15 — коммуникативные. Grimmor'а упустили во всех этих трех возрастах! Он не способен к волевому усилию, неряшлив и испытывает проблемы в общении! Тем более, что коммуникативные навыки развить проще всего, деловые-сложнее, волевые — почти невозможно. Так что если упустите свое чадо в этих возрастах — дело будет совсем плохо. От вашего благополучия в семье будет зависеть личность, характер ребенка.

А потому, даже если взывать к воле Grimmor'а покинуть эту белиберду, он не сможет этого сделать. Мало того, что с Cler его связывают «настоящие чувства взаимной любви» но и полное отсутствие воли ( Grimmor никогда не имел своих интересов, всегда подражал либо мне, либо тому другу, за которым бегал в классе хвостиком).

Про социальные обязательства советую прочитать статью «как я бросил WoW и начал заниматься собой». Думаю, что мой рассказ полностью подтверждает данную статью. Я хотел изнутри описать состояние друга, который менялся и с которым я сейчас почти не общаюсь. Для меня это — потеря, иначе я бы не решился написать данную статью. Как это страшно, когда на твоих глаза рушится жизнь небезразличного тебе человека, как он убивает свое время, тратит его на иллюзии.

Реклама

Комментарии

Александр Лозовский

>>>"А потому, даже если взывать к воле Grimmor'а покинуть эту белиберду, он не сможет этого сделать." и вся статья целиком

Второй раз натыкаюсь на эту статью и второй же раз загораюсь праведным гневом. К сожалению, автор этой работы оказался СЛИШКОМ начинающим психиатром, и не учел некоторые важные нюансы истории (и похожих историй) даже несмотря на то, что знает World of Warcraft не понаслышке.
Похвально, что автор собрался с силами и написал эту статью, однако, к сожалению, ему не хватило сил или опыта, чтобы полностью абстрагироваться от ситуации и проанализировать ее беспристрастно (хотя бы без переживания за потерянного друга). С другой стороны, в результате он пополнил ряды психотерапевтов-старперов (привет, коллеги!), которые, не разбираясь в вопросе как следует и запустив WoW от силы два или три раза, строят свое мнение о ней большей частью на основе чужих отзывов (что является верхом антинаучного подхода к проблеме). Ни одного внятного исследования "зависимости от WoW" я пока не видел, при том, что сама она есть как данность - однако когда зависимость от MMO начнут изучать как следует, я уверяю вас, ученые придут ровно к одному результату: виновата не игра, а общество, площадкой для которого она является.
По сути, в рассказанной истории все вертится вокруг людей - и неспроста: игра как таковая дала им лишь определенную "реальность" со специфическими правилами, в которой они могли бы проявлять активность. Их действия определенным образом деформируются благодаря правилам новой "реальности", однако по сути эти действия остаются такими же, как и в реальности "настоящей" (разве что возможность не показывать своего лица/имени дает индивидам большую свободу действий, так порог ответственности в условиях полной анонимности снижается). Сама World of Warcraft не "засасывает" игроков: их засасывает новое общество, которое они в ней открывают; сама игра является лишь ареной, на которой встречаются миллионы разных людей с разных концов света. Они могут сотрудничать или враждовать, заниматься одним делом, мешать друг другу - одним словом, делать многое из того, чем они могли бы вместе заниматься в реальной жизни - однако если бы их в этой игре не было, аддиктивность WoW (как и любой другой MMO) была бы не больше, чем аддиктивность обычных синглплеерных игр.
Все трагедии, случающиеся по вине WoW (будь то самоубийство детей или избиение одного игрока другим) являются сугубо человеческими: виноваты в них люди, а не игра, которая просто дала этим людям возможность общаться.
Обвинять WoW в том, что автор влюбился в сомнительных моральных качеств даму и изменился в характере так же глупо, как если бы автор обвинял в этом QIP: точно такая же история могла бы произойти и в реальности, только подробности дела были бы другими - на кого бы он тогда катил бочку?
Еще раз, но простым языком. MMO (и WoW в том числе) - это комната, забитая людьми. Вы можете войти в нее, пообщаться, чем-то заняться и выйти, но учтите, что если вы заведете здесь друзей, вам захочется возвращаться снова и снова. Но причиной того, что вы хотите возвращаться, будет на сама комната, а люди, с которыми вы познакомились. Вот почему "затягивать" вас будет не комната, а, по сути, социум; общество. И вот почему винить во всем надо не WoW, а вполне конкретных людей, которые вполне могли бы воспроизвести бы ту же WoW-ситуацию в реальной жизни при совпадении некоторых условий (вроде анонимности, дающей замкнутым людям большую свободу общения и волеизъявления).
Как бы то ни было, я (как молодой психотерапевт) надеюсь, что рано или поздно начинающий психиатр станет профессиональным и займется проблемой зависимости от MMO и компьютерных игр в целом более плотно. Когда-то ей занимался и я сам (результатом чего стала обстоятельная статья в одном веб-журнале), пока вдруг не понял, что общество "в реальности" и "в MMO" одинаковое и ведет себя похожим образом, и что правила психологии по большей части распространяются на обе "реальности", поскольку люди там присутствуют одни и те же (хотя и в немного разных условиях). Винить арену в том, что на ней происходят трагедии - глупость, чего не понимают или слишком старые психологи (потерявшие гибкость мышления), или слишком молодые. Где общество - там кроме прочего и конфликты. А WoW создает всего лишь "реальность" для еще одного общества, живущего по правилам, близким к "настоящему" обществу, с которым привыкли работать психологи. И "покинуть эту белиберду", как выразился автор, люди не могут потому, что привыкают не к игре, а к другим - точно таким же, из плоти и крови - людям, как они сами (попробуйте покинуть кружок киноманов, к которому привыкли как к месту, где можно отдохнуть и замечательно поговорить с приятными людьми, и поймете о чем я).

23 октября 2011

Дима Катаев

Трогательно ))

26 февраля 2012

Алена Третяк

Жалко человека с ником Grimmor,а автор статьи вызывает неприязнь. Вот и все выводы)

4 апреля 2012

Илья Нурглиев

"В WoW играют люди с психологическими проблемами. Они убегают из реальной жизни в виртуальную, где нет тех проблем и ошибок, которые сопровождают их в повседневной деятельности. Где они — герои, от которых зависит судьба рейда, данжа. В WoW им никто не указ (даже ГМ), и они могут вести себя в игре так, как не осмелились бы этого сделать в реальной жизни. Это одинокие запуганные люди, которым обязательно нужна психологическая помощь. Однако, первый шаг к устранению проблемы — это осознание, что проблема есть."
Бросайте эту хрень :3

8 июня 2013

Даниил Логинов

О господи!Какая трогательная история!Отлично показывает,что делает WoW с людьми.Правда я сам в него играл,к счастью,без зависимости.

11 июля 2013

Нина Попова

я думаю еще не один десяток жизней загубит игра WoW.

18 сентября 2013

Cradle

Ничего трогательного в этой стене текста нет, это статистика. WoW это фан и не более, чем раньше это поймешь, тем проще. Лучше больше времени проводите с родными и близкими а не в стаде амбициозных неадекватов, которых воспитывают соц.сети.
/played ??? вы платите за то чтобы прое... свое время

22 ноября 2013

Уоррен Грэхем

У меня примерно такая же ситуация, только на месте Grimmor - я

16 апреля 2016

pomsveta.ru

Вылечить игровую зависимость (игнорманию) можно без лекарств и прочего физического вмешательства. Современная медицина к сожалению очень часто борется только с последствиями заболевания, а на самом деле нужно искать причину. Полностью убрать, исцелить зависимость от игр без последствий могут целители. В данном методе лечения воздействие идёт на энергетическом уровне именно на причину болезни. При этом уменьшается тяга к играм и полностью убираются причины зависимости, к человеку возвращается право выбора. Единственное условие при лечении - человек сам должен хотеть этого.

3 июля 2017

Jammah

Лучше проводить время с пользой! Всегда найдутся интересные книжки, можно изучать иностранные языки, ходить на курсы самообороны и т.д. Это хотя бы в жизни пригодится
ММОРПГ - это матрица, а вы всего лишь кошелёк, из которого нужно выжать по-максимуму. Сам играл в WOW целый год, причём последний месяц жестко хардкорил, играл до 15 часов в сутки. Вся игровая рутина сводилась к дэйлику - виклику-склеп аркавона 10-склеп аркавона 25-цлк 10-цлк 25 - БГ- аук- фарм голды. И так каждый день(неделю), все одно и то же тремя разными персонажами. Причём в инстах и рейдах постоянный срач, кто-то что-то не сролил, кто-то где-то вайпнулся и т.д., даже морально там не отдохнёшь
А те кто, пишут, что играют по часу - два в день, и то не каждый, то либо врут, либо только начинают играть, либо таких единицы. ИГРА ПОЖРЕТ ВАС! Все сойдётся к тому, что вы будете пару часиков перед работай играть, потом ещё парочку после работы и еще с утра до ночи все выходные, а если студент, то забудете про сессии и лекции. Все хотят хорошо одеть своего персонажа, все хотят получить хороший шмот, быть, как минимум не хуже других, никто не хочет быть лузером, такова психология! Над созданием таких игр работают лучшие психологи, это их бабло держать вас все время в онлайне.
Игра никогда не закончится! Когда начинал, думал прокачаю до 80 лвл, и все закончится. А вот нет, потом начались героики и Испытание крестоносца, потом появилось ЦЛК. Все сводится к тому, что как только вы одеваете, своего персонажа, появляются новые инсты и рейды, и у вас уже не "топ шмот".
7 лет прошло, а бывает, что тянет сесть на часочек другой по-играть, иногда, когда жизненные проблемы, то еле сдерживаешься. Лучше такие игры даже не начинайте!

23 июля 2017

 

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «зависимость»

Все синонимы к слову ЗАВИСИМОСТЬ вы найдёте на Карте слов.

Как я бросил World of Warcraft и начал заниматься собой

Я бросил World of Warcraft в июне 2009. Это было трудно. Я отдал все, что у меня было, в банк гильдии и удалил всех персонажей. Я не хотел оставлять открытую дверь на случай, если захочется вернуться, поэтому я закрыл ее и выбросил ключ. Почему? Ну, все не так просто.

Читать далее...

Симптомы интернет-зависимости

В этой статье рассказывается об интернет-зависимости, о её симптомах и влиянии на личность человека.

Читать далее...

Трос спасения

Статья о вредителе, который живет в каждом из нас.

Читать далее...

Лечение наркомании. Как выбрать реабилитационный центр

В современных условиях проблема выбора клиники для лечения наркомании достаточно серьезна. Это и большой выбор центров, и проблема цены-качества, и просто большое число мошеннических предложений.

Читать далее...

Порнография — это рабство!

Самое большое количество запросов в интернете — это «порно» или «скачать бесплатное порно». Каждый русскоговорящий пользователь интернета запрашивает это раз в день. То есть если я это не запрашиваю, то кто-то запрашивает дважды. Это массовая истерия запросов говорит о том, что внимание значительной части населения прибита почти намертво к определенным частям тела.

Читать далее...

FunPay

FunPay надежная биржа по продаже золота WoW.

funpay.ru

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.