Как обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения?

        
         1 комментарий

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас на многое мы начинаем смотреть по — иному, многое заново открываем, многое переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, как показывает опыт, мы знаем очень поверхностно. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.    

В своё время в нашей стране была разорвана цепочка преемственности. Даже молодёжь «из глубинки», из деревень и сёл России относится к народной песне, игре, танцу, обычаям как к проявлению чего — то устаревшего и никому не нужного. Родители сегодняшних дошкольников были лишены ценностей народной культуры. А без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. И приобщение, к ценностям народной культуры,  должно начинаться с колыбели.  

С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Во многих странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает своё прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы и т.п. очень поверхностно. В культуре нашей страны, как и в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. преобладает засилье всего иностранного, чужеземного.

Ещё Д.Б.Кабалевский отмечал, что «необходимо воспитывать ребёнка на основе русской национальной культуры». Эта проблема очень актуальна сейчас, когда среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что — то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна стать родная русская культура, русский фольклор. Ведь во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей.        

Как известно, фольклор — основное средство народной педагогики. Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Фольклор является богатейшим источником познавательного, эстетического, нравственного развития детей. Ведь в  устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности, справедливости, уважительное отношение к труду и т.д.

В силу исторических и социальных причин, в России  была разорвана цепочка преемственности и нарушен один из принципов фольклора — «народной мудрости» — передача отшлифованного годами народного опыта из поколения в поколение, от взрослых к детям, как говорится «из уст в уста». В нашей стране, родители наших сегодняшних дошкольников, сами были лишены ценностей народной культуры. В современной семье практически не звучит русская народная музыка, следовательно, утрачивается связь с корнями русского народа. Из поколения в поколение передавалась народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы не будем учить детей петь народные песни, плясать народные танцы, играть в народные игры, ценить прошлое.         

Русский фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. Фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Особую значимость фольклор представляет с  первых дней жизни малыша. Приобщение к духовным ценностям происходило в условиях семьи, к  которой относились с трепетом.

В сложившейся ситуации необходимо:

  • донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной  культуры;
  • приобщать детей к духовным ценностям русского народа;
  • воспитывать в детях чувство национального достоинства;
  • воспитывать в детях: любовь к родной земле,  родному языку, сознательное отношение к русскому музыкальному и словесному наследию, художественный вкус;
  • воспитывать уважение к традициям русского народа;
  • приобщать детей к ценностям народной  культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям русского народа, что положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

В воспитании детей фольклор играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка: обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучать традиции русского народа, усвоить морально-нравственные нормы поведения в обществе.

Рекомендации для родителей:

  • с самого рождения пойте детям колыбельные песни, которые успокаивают и убаюкивают малыша, создают положительный эмоциональный настрой;
  • рассказывайте ребёнку потешки, приговорки, пестушки, на которые ребёнок чутко откликается. Они забавляют, радуют его. Ведь с давних времён они создавались в народе на потеху детям, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Они расширяют кругозор детей, обогащает их чувства и речь;
  • рассказывайте детям русские народные сказки, ведь народная мудрость гласит: «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»;
  • играйте с детьми в русские народные игры, ведь как показывает опыт, дети любят и умеют играть в русские народные игры;
  • рассказывайте детям о том, как жили люди на Руси, о быте русских людей, об обрядах, о традициях, о праздниках и т.п. Во что они одевались, во что верили, на каких музыкальных инструментах играли.

В настоящее время с русским народным фольклором детей можно познакомить с помощью CD и DVD дисков.

А главное, помните старинную мудрость:

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего!» 

Королёва Е.В.

Музыкальный руководитель

МОУ  детский сад  № 333

г. Волгоград

Реклама

Комментарии

Саша Игнатчик

ничего

19 ноября 2011

 

Вам будет также интересно

О необходимости приобщения детей к русской народной культуре

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений. Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

Читать далее...

Как воспитать подрастающее поколение

Как влияет современное общество на подрастающее поколение. Методы воспитания молодежи.

Читать далее...

Перспективы формирования языковых компетенций в условиях поликультурной среды

Россия — это государство уникальное. Оно состоит из множества народов, культур и традиций. Разнообразие и богатство систем духовных ценностей многие столетия позволяли нам не только сохранять, но и совершенствовать культурные традиции.

Читать далее...

Чайлдфри — социально опасное явление

Идеология «чаф» заслуживает пристального внимания, поскольку явно заряжена агрессивной экспансией. Идя проторенным путем сексуальных меньшинств, чайлдфри не хотят оставаться меньшинством. Они мечтают прорваться в интеллектуальный эпицентр, и позиционируют себя именно как социальное явление, а не как группу людей с патологическими отклонениями.

Читать далее...

О педагоге замолвите слово

В статье работник реабилитационного центра для несовершеннолетних детей «Виктория» рассказывает о том, с какими трудностями приходится сталкиваться педагогам, работающим с трудными детьми из неблагополучных семей и какая это на самом деле непростая профессия.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.