Здоровьесберегающий аспект занятий вокалом

        
         оставить комментарий

Понятие «здоровый образ жизни» внедряется в общественное сознание с трудом, но упорно. Проблема нормализации веса — постоянная тема разговоров женщин и предмет спекуляций производителей пищевых добавок и тренажёров. Только голос почему-то не входит в «здоровый образ жизни»: им пользуются, как попало, пока он не отказывается служить, но и тут упование идёт только на лечение, но никак не на формирование новой речевой технологии, как составляющей «здорового образа». Если бы молодая учительница (или любой другой специалист, для которого голос является орудием труда и составляющей профессионального имиджа) потратила на голосовую гигиену хотя бы часть того времени, которое ежедневно тратиться на внешность — вопрос был бы исчерпан. Тем более, что технология есть и очень простая в применении.

Для понимания сути вопроса надо разобраться в том, чем отличается человек поющий, от человека не поющего. Разумеется, мы будем иметь в виду, не пение в пьяной компании, а серьёзное исполнение вокальной музыки любого жанра и стиля. Главное отличие не в природных голосовых данных (они могут быть весьма скромными) и не в музыкальном развитии и обученности (они могут отсутствовать). Главное — в осознании голосовой функции, наблюдении за её работой, и коррекции (сознательной или интуитивной) по каким-то параметрам (осознаваемым или нет).

Любому нормальному человеку достаточно проявить внимание к какому-то виду деятельности более-менее постоянно к нему это внимание возвращать и на нём удерживать, чтобы запустились процессы саморегуляции, самонастройки и самообучения. Причём, чем меньшая часть организма, участвующая в этом виде деятельности контролируется произвольно, тем успешнее идут эти процессы. В голосообразующем комплексе произвольному контролю подлежит только лицевая мускулатура и видимая часть артикуляционных органов. Вся остальная, собственно голосообразующая часть регулируется глубинными структурами ЦНС и надёжно защищена от вмешательства «грубых рук сознания». На чем же концентрировать и удерживать внимание?

На необычных и интереснейших ощущениях, сопровождающих процесс голосообразования, когда он выходит за пределы обычной бытовой спонтанной разговорной речи. То есть на отдельных или присоединяемых один к другому протяжных звуках, на которых и базируется любое пение. Эти ощущения, не возникающие в повседневной жизни, носят специальное название: «виброрецепция» (ощущения вибрации в разных отделах голосообразующего тракта), «барорецепция» (ощущения повышенного воздушного давления в воздухоносных полостях голосообразующего тракта) и «проприорецепция» (ощущения, поступающие от работающей мускулатуры, участвующей в голосообразовании прямо или косвенно). Поскольку на заре формирования вокального искусства, выяснить природу этих ощущений, и как-то их обозначить не было возможности, то профессиональные вокалисты всё это мистифицировали. В течение четырёх веков существования искусства пения и вокальной педагогики стихийно возникли специальные названия этим ощущениям: «резонанс», «опора дыхания», «опора звука», «голос в маске», «пение на зевке», «звучание в куполе» и масса других выражений, отпугивающих обычных людей от работы над обычным голосом в целях его развития и охраны. Всё вышесказанное можно свести к простой формулировке: можно заниматься чем-то похожим на пение, ноне для пения, а для охраны и развития речевого голоса.

Для ответа надо взглянуть на так называемых академических вокалистов не с музыкальной ,а биоакустической точки зрения. Что же они такое? Это люди, способные издавать очень громкие и очень высокие (по сравнению с речью) звуки, делать это ежедневно в течение десятков лет и при этом прекрасно себя чувствовать. Известно, что академические вокалисты сохраняют профессиональную певческую форму до 75–80 лет и отличаются здоровьем. Получается, что профессиональная технология этих людей уже отвечает критерию здоровьесбережения. Из взгляда с биоакустических позиций необходимо следует, что такая работа возможна только при наличии каких-то защитных механизмов. Эти механизмы известны и достаточно подробно исследованы и описаны. Простые и эффективные приёмы их включения и тренажа также разработаны и широко используются педагогами-музыкантами в обучении пению детей и взрослых.

Доказанным является, что во время определённой голосовой нагрузки (в академическом режиме и только в нём) у человека вырабатываются эндогенные опиаты, что создаёт постоянно сопровождающий пение положительный эмоциональный фон. В результате у поющего формируется сверхценность — певческий голос, который оберегается всеми доступными средствами, прежде всего — здоровым образом жизни, автоматически присущим певцам, особенно в период обучения и в начале профессиональной деятельности.

Могут возразить: у них же голоса! Ответ: они же люди! И у них нет в организме ничего такого, чего не было бы у каждого. Ну, может быть, у них чуть гармоничнее устроены глоточная полость и твёрдое нёбо. Но и это необязательно. По свидетельству, имеющемуся в мемуарной литературе, у великого русского певца Л. В. Собинова был весьма посредственный с точки зрения фониатрии голосовой аппарат, а у его родного брата С. В. Собинова, взявшего сценический псевдоним «Волгин» было идеальное певческое горло, при некрасивом тембре (амплуа «характерный тенор»). Где же голос? Как и любая функция — в мозгу. У любого человека можно сформировать новую координацию голосообразующих органов и натренировать соответствующую мускулатуру.

Дело за малым — понять, что голос это основное орудие труда, что он может отказать и лишить профессии.

Пение как оздоровительная процедура

Ученые из Франкфуртского университета доказали, что пение укрепляет иммунную систему. Исследуя кровь людей, в течение 60 минут исполнявших «Реквием» Моцарта, они обнаружили, что концентрация иммуноглобулина А, формирующего защитный клеточный барьер, существенно повышалась, так же как и антистрессового гормона. Но после обычного прослушивания того же музыкального произведения подобных процессов в крови выявлено не было. Вывод, сделанный учёными на основании этих фактов, таков: пение улучшает и иммунитет, и настроение поющих.

Фонотека здоровья

При бессоннице рекомендуется слушать: Сибелиус «Грустный вальс»; Чайковский «Осенняя песня», «Баркарола»; Шуберт «Серенада», Шуман «Грёзы», Сен-Санс «Лебедь».

При раздражительности слушать: Бах «Кантата № 2»; Бетховен «Лунная соната».

Беспокойство и тревога: Шопен прелюдии и мазурки; Штраус вальсы; Бетховен «Симфония № 6, ч.3»; Брамс «Колыбельная»; Шуберт «Аве Мария».

От гнева Вас спасёт: Бах «Итальянский концерт», Гайдн симфонии.

Головная боль: Бетховен «Фиделио»; Лист «Венгерская рапсодия № 1» Хачатурян сюита к драме «Маскарад»; Гершвин «Американец в Париже».

Гипертония: Бах концерт ре минор для скрипки; Шопен Ноктюрн ре минор.

Упражнения для развития голоса

Вокальная практика накопила огромное количество упражнений, помогающих сделать Ваш голос гибким, послушным, звучным.

Предлагаемый комплекс упражнений поможет Вам сохранить силу голоса, повысит выносливость голосовых складок.

Наиболее частая причина плохого звучания голоса — неправильное дыхание. Следовательно, на это следует обратить внимание прежде всего. В зависимости от того, какие отделы лёгких принимают наиболее активное участие в процессе дыхания, различают верхне-, средне — и нижнерёберное дыхание.

Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнерёберном дыхании, в котором принимает активное участие диафрагма. Выполняя упражнения, способствующие выработке такого типа дыхания, особое внимание обратите на плавность, длительность выдоха. Каждое упражнение повторяйте 4–5 раз.

  1. Лёжа на спине, ноги вместе, левая рука под поясницей,  правая на животе. На счёт «раз, два, три» глубоко вдохнуть через нос, выпячивая при этом живот. Задержать дыхание на счёт «четыре, пять». Медленно выдохнуть, протяжно произнося звуки «ссс» или «шшш», и втянуть живот.
  2. Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернуты и слегка опущены. Вдохнуть через нос, имитируя вдыхание аромата цветка. Медленно выдыхать через рот, как бы согревая руки струёй выдыхаемого воздуха. Стараться удлинить продолжительность выдоха до 7–9 секунд.
  3. Медленная ходьба: на 2 шага — вдох, на 2 — выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4, 6, 8, 10 шагов.
  4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперёд, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новую гласную: «а», «о», «и», «У», «э». Довести продолжительность выдоха до 5–7 секунд.
  5. Сидя или стоя, вдохнуть через нос, на 2 секунды задержать дыхание. Затем, чётко выговаривая: «Раз, два, три, четыре, пять», — с каждым словом делать короткий выдох. Снова вдохнуть и так же продолжить счёт до десяти.

За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, «полётность», а за счёт нижних — силу, мощь.

Исправить глухое звучание голоса и максимально использовать возможности верхних резонаторов поможет следующий комплекс упражнений:

  1. Стоя или  сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения лёгкой вибрации в области носа и верхней губы.
  2. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, произносить одно из следующих слов: «бимм», «бомм», «донн», «домм».

    Протяжно произнося последнюю согласную, старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.
  3. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить слог, состоящий из сочетаний согласных «м» и «н» с различными гласными: момм, мимм, мамм, мумм и т. д.
  4. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му-мму, мэ-мээ.

В голосообразовании принимают участие губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть — артикуляционный аппарат.

От того, насколько быстро, чётко и согласованно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция.

Правильная артикуляция — залог хорошей дикции и звучности голоса.

Занимайтесь перед зеркалом; следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы артикуляционного аппарата, а нос, лоб, глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно, плавно, без резких и быстрых переходов.

  1. На счёт «раз» опустить нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счёт «два, три, четыре, пять, шесть» удерживать это положение. Закрывать рот.
  2. Опустить нижнюю челюсть; медленно двигать челюстью вправо и влево.
  3. Опустить нижнюю челюсть; медленно выдвигать её вперёд и так же медленно возвращать в исходное положение.
  4. Рот закрыт, зубы сомкнуты. На счёт «раз» растянуть губы в стороны, обнажая зубы и как бы произнося звук «и». На счёт «два, три» удерживать губы в этом положении. На счёт «четыре, пять» собрать губы трубочкой и вытянуть их вперёд. На счёт «шесть, семь» растянуть губы в стороны.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов, гласные «о» и «у» старайтесь произносить как можно более низким голосом и протяжно, добивайтесь ощущения ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.

  1. Стоя, положить руку на грудь; зевнуть с закрытым ртом и зафиксировать гортань в нижнем положении.

    На выдохе произносить звук «о» или «у», стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки.

    Если это не получается, надо искусственно вызвать вибрацию лёгким постукиванием рукой в области грудины.
  2. Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперёд, на выдохе произносить гласные «о», «у» длительно и протяжно. Тоже на выдохе произносить нараспев слова: «око, окно, олово, молоко, мука».

Емельянов В. В.

art-vocal.ru

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «вокал»

Все синонимы к слову ВОКАЛ вы найдёте на портале Викислово.

В чём секрет постановки красивого голоса?

Многие из нас задаются вопросом — в чем секрет постановки красивого голоса. Иногда, разговаривая с кем-то по телефону, нас посещает мысль, что собеседник буквально завораживает нас...

Читать далее...

Начать карьеру певицы в 90 лет — миф или реальность?

Интервью с вокалисткой группы «Ласковое Лето» Надеждой Буденковой.

Читать далее...

Как авиа перелеты влияют на Ваше сердце и сосуды?

Если Вы «сердечник» или человек, у которого регулярно повышается артериальное давление и частенько щемит сердечко, информация, изложенная в этой статье, поможет Вам перенести перелет с наименьшей нагрузкой на сердце и сосуды.

Читать далее...

Солярий и Ваша безопасность

Жительницам средней полосы, не имеющим возможности проводить отпуск на солнечном побережье моря, хочется выглядеть загорелыми. Ну а самая лучшая возможность придать коже «загорелый» оттенок — это отправиться в солярий. Но безопасен ли солярий? Взвесим все «за» и «против».

Читать далее...

Guardian: Причина, по которой смертельная инфекция E. coli бросает врачей в дрожь

Органам здравоохранения давно пора ограничить чрезмерное применение антибиотиков, которое приводит к повышению резистентности аномального штамма инфекции E. coli.

Читать далее...

Http://artvocal.ru/zanyatiyavocalom.php

Занятия вокалом для взрослых http://artvocal.ru/zanyatiyavocalom.php в школе пения Artvocal

artvocal.ru

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.