Получать радость от воспитания детей — это естественно

        
         оставить комментарий

Во дворе играют дети. Из окна раздается женский голос: 

 — Сережа, немедленно домой!!! 

Один из детей поднимает голову: 

 — Что, мама, я замерз? 

 — Нет, Сережа, ты проголодался!

(анекдот) 

У меня теперь есть собака. Очень умная и воспитанная. Знает «сидеть!», «лежать!», «ко мне!», «голос!». Подруга, которая гуляет с нами в парке, вздыхает: «Эх, если бы детки так слушались…» И мы смеемся.   

Хочу ли я, чтобы мои дети выросли послушными? Хм… Умными, самостоятельными, сильными — да. Ответственными — однозначно. Веселыми, свободными, красивыми… Счастливыми. И много-много чего еще хочу. Но чтобы выросли послушными — нет. Зачем мне, чтобы они всю жизнь слушались кого-то другого? Во-первых, не факт, что этот другой — даже если это жена — будет заботиться исключительно об их благе. А во-вторых — это ж какую ответственность взвалить на того, другого! Зачем же подкладывать такую свинью неизвестному мне человеку? Чего я бы на самом деле хотела — это научить детей жить своим умом.   

Дети — это праздник, который пока с тобой. Это очень важный этап на их пути, когда они под теплым родительским крылом готовят себя к жизни взрослой и самостоятельной. Каждый день. Когда играют, обедают, гуляют, когда радуются или огорчаются. И мы лучше всего сможем им в этом помочь, если будем почаще задавать себе вопрос: чему мой ребенок учится в этой ситуации?  

Вот он идет домой, всхлипывающий, размазывая грязными руками сопли и слезы. Тащит за собой велосипед. На коленке — ссадина. Знакомо? Ситуация наполнена эмоциями, значит, урок запомнится надолго. Какой урок? Это зависит от нас, от нашей реакции на проблему, от того, как мы поведем себя прямо сейчас.   

— Ну и кто тебе разрешил выходить за ворота? Говорила же тебе — разобьешься! Горе ты мое… Всё, велосипед поломан, считай нет у тебя больше велосипеда, а деньги потрачены, и немалые! Работаешь на тебя, работаешь, никакой благодарности. Умойся и марш в свою комнату, ты наказан!  

Что усвоит ребенок? Что запишется у него уроком на долгие годы? «Я всегда всё порчу», «Дорогие вещи важнее, чем мои переживания», «Я плохой», «За это я должен быть один». Нравится? Попробуем еще раз.   

— Ох батюшки, разбился, бедненький, ужас-то какой, смотри — кровь течет!!! Садись скорее, нет — ложись, нет — дай я тебя отнесу. Вся коленка разодрана, йодом конечно, наверное еще швы надо накладывать, вон и земля туда попала — это же совсем плохо, заражение может быть, столбняк, надо укол… Бабушка, неси аптечку! Отец, заводи машину — в больницу ехать. Или скорую вызовем, не знаю, что же делать-то, не шевелись, будет еще хуже…  

Представьте себя ребенком, который слышит это. Какие выводы? «Кататься на велосипеде — это очень опасно», «Я бедный, слабый и беспомощный», а еще «Когда у меня травма — весь мир крутится вокруг меня».   

Снова перематываем пленку назад.  

— Разбил коленку? Иди ко мне, мой хороший. Что произошло, расскажи! Больно? И обидно, да? Знаешь, когда я в детстве падала с велосипеда (конечно, падала, много раз) — мне тоже было больно и обидно. Ты знаешь, как лечат коленки? Помнишь, когда ты ободрал локоть на яблоне — что мы сделали? Правильно, промыть, намазать йодом и забинтовать. Давай вместе: я буду мазать, а ты — держать йод и подавать мне бинт. Вот, теперь ты умеешь лечить разодранные коленки! Беспокоишься о велосипеде? А как ты думаешь, кто сможет нам помочь его починить?  

Как вам этот вариант? «Меня здесь понимают и утешают», «Теперь я умею лечить коленки», «Я сам придумал, кто поможет починить велосипед». «Я могу справиться с проблемой!»  

Ситуация — одна. А уроки — могут быть совсем разными. И какими они будут — во многом зависит от нас, родителей.   

Я хочу, чтобы мои дети были счастливыми. И прямо сейчас, каждый день, и потом, когда они вырастут и будут жить самостоятельно. И сама я хочу быть счастливой — каждый день, сейчас и потом. И я знаю, что для этого нужно делать.   

***

Эта история с велосипедом — одно из упражнений курса «Радость Воспитания». Я очень рада, что в свое время судьба привела меня на этот курс. Он навел порядок в моей голове. Эта система оказалась простой и ясной, соответствовала всем моим пожеланиям, а главное — она работала! Она вдохновила меня настолько, что я решила научиться делиться ею с другими людьми. Я сама работаю по этой системе уже 7 лет — в психологическом лагере для детей и подростков «Навстречу Мечте». А делиться в ближайшее время буду на курсе «Радость Воспитания» Приходите!

О курсе можно узнать по телефону (812) 913-8000.

Яна Букина,

детский психолог,

ведущая тренинга «Радость воспитания»

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «естественно»

Все синонимы к слову ЕСТЕСТВЕННО вы найдёте на Карте слов.

Чего не надо делать, воспитывая детей...

Несколько очень распространенных ошибок, которые родители допускают при воспитании детей, совершенно этого не замечая.

Читать далее...

Страхи у детей

Каждый, кто знаком с З. Фрейдом, даже по слухам знают, что почти все страхи родом из детства. Страх развивается из основных инстинктов человека, в частности инстинкта самосохранения. Он оберегает его от травм, и даже смерти, но в тоже время может играть и негативную роль.

Читать далее...

Мой ребенок — «Индиго»

Практические советы по воспитанию гиперактивных малышей. Проверенно на собственном опыте...

Читать далее...

Как воспитать принцессу?

А какие они, принцессы? Почему этот образ столь заманчив? Прямая спина и расправленные плечи. Это главное внешнее отличие. Чтобы девочка так выглядела, нужно с рождения относиться к ней уважительно.

Читать далее...

Релаксация детей дошкольного возраста

Маленькие дети точно так же нуждаются в расслаблении, как и уставшие на работе взрослые. Снять перевозбужденное состояние, успокоить ребенка после каких-либо сильных впечатлений и просто подготовить ко сну поможет детская релаксация.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.