Тормозные диски: виды, типы и предназначение

        
         оставить комментарий

Тормозные диски являются элементом дисковой тормозной системы, наиболее подверженным термическим нагрузкам. Поэтому требования к материалу для их производства соответствующие — высокая термостойкость, сопротивляемость деформациям и истиранию. Долгое время использовался только чугун, но с развитием технологий стали применять серый высокоуглеродистый чугун и высоколегированные сплавы на основе хрома, никеля, ванадия, кобальта, магния и т.д. которые значительно повышают термостойкость и износоустойчивость изделий. Еще есть карбоновые и керамические тормозные диски, и те, и другие сверхпрочные, сверхлегкие и невероятно термоустойчивые. Но, во-первых, они невероятно дорогие, во-вторых, малоэффективны при малых нагрузках, т.е. для полноценного функционирования их сначала нужно порядочно разогреть. Поэтому используют их в основном на гоночных болидах.

Разделить тормозные диски можно на такие виды:

  • невентилируемые диски, представляют собой одну сплошную, или перфорированную пластину, с насечками (слотами), или без.
  • вентилируемые диски состоят из двух пластин, с полостями между ними, как и невентилируемые, пластины могут быть с перфорацией, с насечками и без таковых.

Перфорацию, как и диски, можно разделить на два вида:

  • сквозная перфорация эффективно охлаждает, отводит рабочие газы и продукты выгорания, но вместе с тем, снижает прочность диска.
  • заглубленная перфорация, или «глухое отверстие» т.е. диск просверлен не насквозь. Она позволяет отводить рабочие газы от пятна контакта и значительно снижает вероятность растрескивания диска.

А также, тормозные диски делятся на два типа — цельные и составные. Цельные диски отлиты из одного куска металла и обработаны до рабочей формы. Составные представляют собой ступицу из алюминиевого сплава и кольцо из чугуна, легированной стали, соединенные специальными болтами, исключающими произвольное раскручивание.

Составные диски легче, технологичнее, меньше подвержены деформации, а значит более дорогие и эффективные. За счет того, что ступица сделана из алюминиевого сплава, она лучше отводит тепло, и диск быстрее охлаждается. Кроме того, система вентилирования сделана так, что за счет направленности вентиляционных каналов, центробежная сила эффективнее прогоняет воздух от центра к периферии диска. Еще одно преимущество составных дисков в том, что их конструкция позволяет менять только кольца, тем самым, в дальнейшем, значительно снижая их стоимость. При этом стоит помнить, что ступицы не вечны, их тоже нужно менять, ориентируясь по степени износа.

Несомненно, то, что сплошные невентилируемые тормозные диски — это прошлый век, устаревшая технология, которая почти не применяется на современных машинах. Как исключение — установка подобных дисков на задние тормоза недорогих и маломощных машин. На сегодняшний день, эта технология усовершенствованна за счет перфорации, т.е. нанесения отверстий на плоскость диска, что позволяет лучше охлаждать его и выводить продукты износа пары диск-колодка. Еще один способ — это слотирование, т.е. нанесение неглубоких изогнутых, или прямых насечек на поверхность диска, идущих от центра к периферии. Кстати, слоты, как и перфорацию, применяют и на более дорогих видах дисков.

Поскольку все типы и виды дисков отличаются не только по рабочим характеристикам, но имеют существенную разницу в цене, целесообразно будет рассматривать их практическое применение в зависимости от стиля/манеры вождения. Проще говоря — износоустойчивость, надежность тормозного диска напрямую зависит не только от материала и технологии его производства, но и от интенсивности нагрузок.

Начнем с нижней отметки шкалы цена-надежность-технология.

На нижней ступени находятся невентилируемые тормозные диски, которые практически не используются в современном автомобилестроении. Есть возможность повышения теплоустойчивости и общих эксплуатационных характеристик этих изделий за счет слотирования, или заглубленной/ сквозной перфорации дисков. В том случае, если перфорация сквозная, они становятся пригодны для умеренно-агрессивной езды.

Выше, составные вентилируемые диски. Они имеют несколько вариантов вентиляционных каналов, отличающихся по способу производства, соответственно по цене. На менее дорогих используют прямые радиальные каналы, идущие от центра к периферии. Такие диски прекрасно справляются со средними нагрузками, при полуспортивной манере вождения. Но недостаточно эффективны при быстрой езде и частых, резких остановках. Кстати, эффективность такого типа дисков может быть повышена за счет перфорации и/или слотирования.

Более дорогой и эффективный вариант — направленно радиальные, где вентиляционные каналы закручены от центра по направлению к задней части авто. Такое расположение каналов создает эффект раскручивания воздушного потока, что увеличивает центробежную силу и повышает степень охлаждения. Данный тип дисков непосредственно предназначен для спортивной манеры вождения, резких остановок. Стоимость таких дисков соответствует стоимости машин, на которых возможна быстрая езда, с резкими остановками и ускорениями. Также как и другие типы дисков, этот производится с перфорацией, слотами или без таковых.

Есть еще один вариант воздушных каналов — так называемая «лапа кенгуру», где присутствует большое количество соединительных перепонок, что положительно сказывается на интенсивности воздушного потока и прочности диска. Но, этот тип запатентован и производится только австралийской компанией DBA, которая никак не хочет делиться своими разработками с другими производителями.

И наконец, карбоновые и керамические тормозные диски. И первые, и вторые очень дорогие. Цена комплекта карбоновых дисков может равняться цене среднего авто, да к тому же, они малоэффективны пока хорошенько не нагреются, т.е. рабочий диапазон у них начинается при той температуре, при которой заканчивается у чугунных и легированных. Керамические диски более перспективны, но, к сожалению доступны они только владельцам авто класса PORSCHE, или FERRARI.

Не затронули мы, цельные вентилируемые диски, лишь потому, что они изначально установлены на всех новых машинах. Кстати, автолюбителям не стоит забывать, что при смене типа тормозных дисков, необходимо менять и механизм крепления (суппорта и т.д.), а не лепить на тот, который совершенно не годиться для данного типа.

Источник: www.avtex.com.ua

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «предназначение»

Все синонимы к слову ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ вы найдёте на Карте слов.

Признаки изношенных тормозных дисков и колодок

Тормозные диски, как и тормозные колодки — наиболее подверженные износу элементы тормозной системы, именно поэтому жизненно необходимо знать признаки, так сказать звоночки, говорящие о том, что пора их менять.

Читать далее...

Правила притирки тормозных дисков и колодок

Существует несколько простых правил притирки тормозных дисков и колодок, следуя которым вы сможете избежать многих, порою фатальных неприятностей. Процесс притирки можно условно разделить на три стадии, при этом, на общественные трассы лучше не выезжать, не пройдя первые две из них.

Читать далее...

Керамические тормозные колодки

На европейских прилавках появился новый зверь — керамические тормозные колодки. Технология, которой на самом деле уже более десятка лет наконец-то, шаг за шагом получает признание и среди украинских автовладельцев. Тем не менее, дать какое-то внятное описание технологии сможет один из десяти автолюбителей. Сегодня мы разберемся в тонкостях технологии, её преимуществах и недостатках.

Читать далее...

Необходимость притирки тормозных дисков и колодок

Для чего нужна, чем важна обкатка, притирка тормозных дисков и колодок? Каковы последствия неправильной притирки тормозных дисков и колодок? На эти вопросы мы и постараемся дать предельно корректные ответы.

Читать далее...

Причины скрипов тормозных колодок

Наверняка нет ни одного автолюбителя, который не был бы знаком со скрипом и скрежетом тормозных колодок. Причины возникновения этого неприятного явления весьма разнообразны, от некачественных колодок, до неисправности тормозных цилиндров.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.