Ученые узнали о вспышке сверхновой из Twitter

Ученые узнали о вспышке сверхновой из Twitter

Яркая сверхновая в галактике Водоворот (Messier 51) была обнаружена 31 мая. Первыми вспышку в галактике М51, расположенной примерно в 37 млн световых годах от Земли, наблюдали астрономы-любители и журналисты. Профессиональные астрономы и астрофизики узнали о редком событии через три дня из сообщения в Twitter.

Это третья сверхновая, наблюдаемая в М51 за последние 17 лет. Она же стала первой за всю историю наблюдений звездного неба, открытой учеными благодаря социальным сетям.

«Новую» звезду в М51 обнаружил французский астроном-любитель Амеде Риу (Amedee Riou), сообщает Discovery News. Следом вспышку увидели еще несколько человек.

Изображения звезды, претендующей на официальное звание сверхновой, стали распространяться в интернете, и 2 июня редактор астрономических новостей вебсайта «Cosmos4U» Дэниел Фишер (Daniel Fischer) опубликовал в Twitter сообщение: «Это здорово?! Я сообщаю о возможной сверхновой в М51 в германском астросписке и сразу же с отличной картинкой».

Ученые узнали о вспышке сверхновой из TwitterАнимация составленная из снимков от 30 мая и 2 июня

Далее в события вмешался счастливый случай. Эту запись заметил в своей ленте доцент Университета штата Пенсильвания Дерек Фокс (Derek Fox) и на всякий случай отправил ее знакомому исследователю Брэду Сенко (Brad Cenko). К счастью, тот вместе со своим руководителем профессором Алексеем Филиппенко находились в наилучшем месте для наблюдений — возле 10-метрового телескопа всемирно известной обсерватории Кека на пике горы Мауна-Кеа (4145 м над уровнем моря) на Гавайях.

В этот момент погода не благоприятствовала наблюдениям, но буквально через два часа небо прояснилось и были получены первые спектрографические данные сверхновой. Она была классифицирована как сверхновая II типа, родившаяся в результате взрыва большой звезды, по крайней мере в 8 раз больше массы Солнца. Анализ также выявил интересные особенности ударной волны, состоящей из водорода и движущейся со скоростью 17600 км/с.

Для понимания механизмов, двигающих развитие сверхновых, очень важно начать наблюдения как можно быстрее. «Это был первый раз, когда нас предупредили через Twitter, — сказал Филиппенко. — Насколько мне известно, это беспрецедентный случай».

Опубликовано: 7 июня 2011