Форма концерта — тартыс

        
         оставить комментарий

Форма концерта — тартыс

Тартыс — это древняя традиция казахских кюйши,  соревнование домбристов, в котором участники  подхватывают известные кюи во время сольного исполнения, соперничая в блеске и красоте интерпретаций. Сыграв под ободряющие возгласы народа  без перерыва эстафетой целую сюиту кюев, все участники тартыса вместе в быстром темпе с предельной отдачей исполняют финал — любимейший в народе кюй, например «Сары арка» («Желтая степь») Курмангазы.

Если кто-то сомневался, что новые технологии в классическом и народном музыкальном исполнительстве возможны, после гала-концерта студентов Казахской национальной консерватории во дворце Республики города  Алматы наверняка изменил свое мнение: этот гала-концерт, собравший аншлаг, смело можно назвать прорывом в постановочной  сфере филармонического дела. Причем этот прорыв был осуществлен на родной, казахской национальной почве.

Гала-концерт доказал, что броская, шлягерная музыка из разряда «серьезной»  может быть увлекательной и  для самой широкой аудитории, если музыка сочетается с дефиле, увеличены исполнительские составы и концерт строится на принципе соревновательности.

На сцене пять роялей(!), ксилофон и ударная установка: именно в таком «ураганном» составе  «пронесся»  «Танец с саблями» из балета «Гаяне» Арама Хачатуряна. На Led-экранах публика напряженно наблюдала, как  5 молодых пианистов, ксилофонист и ударник с бдительным азартом отдаются  стихии  синхронной гонки.

Музыкальное «ралли» продолжилось в эстрадной пьесе «Күй тартыс» Армана Жайыма, где пианисты на виртуозном взводе перенимали друг у друга эстафету кюев и оригинальных мелодий, заключив свое соревнование  общим исполнением кюя «Сары арка» Курмангазы.

Далее струнный камерный оркестр  в  динамике  контрастов  на едином дыхании сыграл «летучую»,  искрометную румынскую пьесу Г. Динику «March round dance».

Мужской вокальный квинтет «Ансар» перенес слушателей в сферу итальянской кантилены в песне «Посвящение Карузо» Л. Дала.

Весело звучало и смотрелось дефиле духового оркестра, в  котором молодые музыканты, играя, бегом  делали озорные перестроения.

Как всегда восторженно был принят публикой фольклорно-этнографический ансамбль «Туран». Кюй «Акку» на кыл-кобызе с опоэтизированной достоверностью передал крики и полет  лебедей. Затем в эпической композиции «Қазақ Елі» зазвучали сыбызгы, жетыген, кыл-кобыз а на кульминации поразила драматизмом эпическая  мелодекломация  молодого жыршы (сказителя), обладающего для своего возраста неожиданно низким и звучным басом.

Покорил мастерством и очаровал молодостью лауреат международных конкурсов студенческий хор. Красные платья девушек как нельзя лучше подходили исполняемой музыке. Радостный «Той бастар» М. Сагатова  лирическая песня «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова,  и негритянский спиричуэл «Lord I’m Anchored» живо раскрашенные динамическими красками,  дополнялись зримой красотой синхронных  танцевальных  движений участников хора.

На пике программы на сцену вышла пианистка, народная артистка  РК, ректор консерватории Жания Аубакирова. Она  со студенческим оркестром под управлением Каната Омарова блестяще  исполнила Первый концерт П.И. Чайковского и сразу же, переводя дух после игры, и, принимая цветы восхищенной публики, начала свою восторженную речь:

— Двадцать первый век — это золотой век казахстанской культуры. Мы живем и гордимся нашей страной.  Наш президент Нурсултан Абишевич Назарбаев любит музыку и всемерно способствует развитию культуры. Нигде для молодежи и искусства не делается столько, сколько в Казахстане. Совершая зарубежные гастроли, мы понимаем, что  для нас это честь и ответственность — представлять молодое лицо нашей страны во всем мире.

С этой сцены я хочу, также, поблагодарить акимат города Алматы и лично акима Ахметжана Смагуловича Есимова за финансовую поддержку сегодняшнего гала-концерта, благодаря которой этот праздник и смог состояться.

Мы с энтузиазмом восприняли известие о том, что в Алматы 2012 год объявлен годом культуры! Значит, откроются новые музыкальные  проекты, в которых готова активно участвовать творческая молодежь консерватории.

Продолжая приветственную речь ректора, звонко зазвучало Арнау, а затем — зажигательный домбровый тартыс, в финале подхваченный оркестром.

Венцом концерта стал «Оркестрлер айтыс» — соревнование студенческого симфонического оркестра под управлением Каната Омарова и оркестра казахских народных инструментов консерватории — дирижер Арман Жудебаев. Оркестры, соперничая в мастерстве, друг за другом  играли эпизоды кюев и мировые шедевры: увертюры к опере «Свадьбе Фигаро»      В. Моцарта, оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса и, когда накал исполнительской страсти достиг предела, зазвучала увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе. Оркестр казахских народных инструментов оказался достойным соперником симфонического, и ни сколько ему не уступал. Репризу увертюры оркестры сыграли вместе, вызвав бурю оваций и вставание публики! Да здравствует Казахская национальная  консерватория!

Vivat, studentis! Vivat, professores!

Гала-концерт студентов  Казахской национальной концерватории

Гала-концерт студентов Казахской национальной концерватории

Гала-концерт студентов Казахской национальной концерватории

Гала-концерт студентов Казахской национальной концерватории

Автор: Инна Лебедева

Фото: Владимир Шургаев

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «форма»

Все синонимы к слову ФОРМА вы найдёте на Карте слов.

Концерт Treeorange в киевском планетарии 26 октября 2012

26 октября 2012 состоялся грандиозный концерт украинской лаунж группы TREEORANGE в здании столичного планетария. Впервые киевляне и гости города имели возможность порадовать себя сферическим шоу и волшебной музыкой коллектива!

Читать далее...

Константин Ошлаков (Воспоминания об учителе). Новое рождение баяна

В 1940 году, по приглашению Министерства культуры Казахской ССР, Константин Кириллович приезжает в Алма-Ату и приступает к работе на республиканском радио. Функции его деятельности были такими же, как и в Абакане - сольное исполнение и аккомпанирование, но материал, с которым пришлось столкнуться Ошлакову, поразил его своей масштабностью и колоритностью.

Читать далее...

Константин Ошлаков (Воспоминания об учителе). Фотоархив

Архивные фотографии Константина Ошлакова, его учеников и студентов.

Читать далее...

Константин Ошлаков (Воспоминания об учителе). Путь к вершине

В 1941 году, по инициативе Константина Кирилловича, в Алма-Атинском музыкальном училище им. П. И. Чайковского был открыт класс баяна, первым педагогом которого становится Ошлаков. Не хватало инструментов, и Константин Кириллович занялся поисками баянов и аккордеонов. Помогали в основном военные организации: части, госпитали, куда постоянно выезжал с концертами Ошлаков.

Читать далее...

Константин Ошлаков (Воспоминания об учителе)

В настоящей серии статей в популярной форме рассказывается о жизни и творчестве видного казахстанского музыкального деятеля Константина Кирилловича Ошлакова, прекрасно­го баяниста, основоположника профессиональной баян­ной школы в республике, профессора Казахского Госу­дарственного Женского педагогического института, зас­луженного учителя Казахстана.

Читать далее...

Supermicro купить в Москве по доступным ценам

В компании "Тринити" можно Supermicro купить в Москве по доступным ценам.

www.trinitygroup.ru

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.