Жизнь добрая во времени...

        
         оставить комментарий

«Жизнь добрая во времени,

есть приобретение для

вечности».

                                                                                                       Архимандрит Антоний, наместник

                                                                                                        Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

                                                                                                                        (1792-1877 гг.)

Я и представить себе не мог, что когда-нибудь встану за пульт оркестра народных инструментов — непрофессионального, но такого, о котором мечтал со студенческой скамьи.

В семидесятые годы прошлого столетия, будучи студентом Алматинского музыкального училища им. П.И. Чайковского, я интересовался информацией о новейших достижениях в области музыкального искусства и был завсегдатаем единственного в городе, но популярного в то время, магазина музыкальной литературы. Ежемесячно, когда появлялись в кармане деньги, я приходил в этот небольшой и уютный магазинчик, чтобы в очередной раз порыться на его полках. Меня привлекали стеллажи с новинками нотной и музыкальной литературы, где я находил важные для себя сведения по гармонии, инструментовке, народному творчеству. Тогда о компьютерах и интернете в народе никто не знал, так что, приобретенная с годами музыкальная литература, впоследствии сослужила мне добрую службу, сократив до минимума посещение городских и вузовских библиотек.

В училище я увлекся инструментоведением, анализом партитур различных ансамблей (любительских и профессиональных) и оркестровкой, делал первые попытки в аранжировке.

Больше всего меня интересовали оркестры народных инструментов. Мы с однокурсниками не упускали возможность посещать концерты,  приезжавших в Алма-Ату, русских народных хоров и оркестров, познакомиться с выдающимися музыкантами. К числу незабываемых встреч могу отнести встречи с известными дирижерами — народным артистом СССР Владимиром Ивановичем Федосеевым и народным артистом России Николаем Калининым.

Таким образом, моя студенческая жизнь «семидесятых» была насыщена знакомствами и общением с интересными людьми, деятелями культуры и искусства.  Одними из таких людей стал незабвенный Константин Кириллович Ошлаков, непревзойденный баянист-виртуоз, блестящий аранжировщик, композитор, методист и педагог. К.К. Ошлаков был ученым, музыкантом, неутомимо изучавшим и пропагандировавшим, средствами профессионального баянного исполнительства, казахскую музыкальную культуру. До его приезда в Казахстан, баяном профессионально никто не занимался, не было «школы». С приездом молодого и уже известного сибирского музыканта, в 1941 году Алма-Ате, на базе музыкального техникума открылся, сначала класс баяна, а затем отделение русских народных инструментов. Появились первые оркестры баянистов и народных инструментов.

Константин Кириллович был энциклопедически образованным человеком, который стал для меня не только Учителем, но и большим другом. По рекомендации Константина Кирилловича, я, после окончания училища,  начал работать в Казахском государственном кукольном театре и на сцене «Казахконцерта».  Хоть и увлекла меня  концертная деятельность, но о создании народного оркестра я не переставал думать.

Шли годы и моя артистическая карьера, все больше и больше становилась для меня помехой в получении дальнейшего высшего образования, необходимого для творческого роста. Постоянные и утомительные  гастроли превратили меня  в гостя, а не хозяина родного города. В Алма-Ате я бывал наездами, а о подготовке к поступлению в вуз не приходилось и думать. С противоречивым чувством, мне все же пришлось покинуть театр.

По рекомендации своего давнего знакомого, служившего в городском управлении народного образования, я поступил работать в районный Дом пионеров. До этого случая, о существовании районных Домов пионеров мне не было известно, да и самодеятельное творчество в том виде, в котором оно было в семидесятые годы, меня тоже не привлекало. Но был 1981 год, когда я приступил к созданию детского оркестра народных инструментов. Административный и педагогический коллектив Дома пионеров состоял из настоящих «профи» — людей, влюбленных в свою профессию. Через организацию детского творчества они проявляли недюжие способности в области образования и воспитания. Это были большие педагоги и воспитатели. Попадая в такой коллектив, молодой специалист в короткий срок мог показать свои результаты, беря пример со своих наставников.

Я не считал себя, к тому времени, молодым, начинающим «специалистом», Опыт работы на профессиональной сцене воспитал во мне такие  чувства, как уверенность, упорство,  настойчивость. Поэтому я открыл дверь, казалось бы, «готовым» специалистом, с определенным опытом работы. Но не тут-то было… Конечно, исполнительский опыт у меня,  безусловно, был, но организаторского — не хватало. Пришлось снова учиться…  Учиться работать с детьми.

«Первыми ласточками» моего оркестра стали дети — воспитанники школы-интерната им. Н.К. Крупской, который находился на улице Каблукова… Туда меня направило руководство Дома пионеров из-за отсутствия необходимой рабочей площади.  Интернатские детишки, с обездоленной судьбой и «оголенной» психикой,  привлекли меня своей непосредственностью. Лишенные родительской ласки и элементарного домашнего уюта, они с радостью начали изучать немногочисленные пока музыкальные инструменты и нотную грамоту. Так стал создаваться новый детский творческий коллектив.

За семь лет существования в этом интернате, оркестр смог обратить на себя внимание не только городских властей, но и профессиональных музыкантов. Появились первые статьи: «Когда музыка в радость» Г. Посысаева, в городской газете «Вечерняя Алма-Ата» и в педагогическом журнале «Қазақстан мектебі» заведующего музыкальной кафедрой Казахского государственного женского педагогического института Раскалиева К.М., а затем и получасовая телепередача на республиканском телевидении режиссера Бутунина Ю.А. под названием «И звуки музыки…». Конечно же, это был, хоть и небольшой, но все же успех.

Шли годы, и  в моем творчестве наступил кризис. Выражаясь словами мачехи из знаменитой киносказки «Золушка»:  «Королевство маловато, развернуться негде…», я, в 1988 году, покинул интернат. Ограниченность музыкального образования в этом учебном заведении вскоре перестала меня привлекать, и я стал мечтать о «вольных» детях, способных заниматься не только в оркестре, но и дома.   В стенах «офисного» здания нашего «Домика» (так ласково называем мы свой Дом пионеров, а теперь Дом школьников), потеснившись, мне предоставили подходящие «апартаменты» для создания нового коллектива.

Работа пошла в гору. Буквально через несколько месяцев, как я поменял место жительства и весь «персонал» своего оркестра, мы с новым коллективом, в декабре 1988 года,  были приглашены для участия в концерте народного артиста России Геннадия Заволокина, организатора и ведущего, популярной, в те годы, телепередачи «Играй, гармонь». Сколько же  было впечатлений у юных оркестрантов от творческой встречи с профессиональными артистами. Конечно же,  особое место отводилось Мэтру — Геннадию Дмитриевичу. Одно дело видеть его работу по телевизору, а другое — быть рядом с ним и вместе с его ансамблем «Частушка» играть на сцене Казахской государственной филармонии им. Джамбула.

Работая с оркестром, я ежегодно сталкивался с очень одаренными детьми, обладавшими от природы прекрасным слухом, трудоспособностью и стремлением к совершенствованию своих музыкально-исполнительских навыков. Но для подобного образовательного прогресса не хватало более глубоких теоретических знаний, так необходимых для полноценного образования. Мне  одному было неподсилу вести такую подготовку, не хватало времени. Тут я и задумался об открытии музыкально-оркестровой студии, обучаясь в которой, учащиеся смогли бы получать полноценное начальное музыкальное образование. Администрация меня поддержала.

Так, в 1989 году я пригласил, для работы в студии, свою дочь Татьяну, которая к тому времени закончила Алма-Атинское музыкальное училище им. П.И. Чайковского по классу баян-аккордеон. Прекрасно владея баяном и балалайкой, она и раньше играла в моем оркестре, но теперь требовалась и педагогическая практика. Таким образом, Татьяна стала вести класс «баян-аккордеон», а в дальнейшем предметы — «сольфеджио» и «фортепиано».

Сейчас Татьяна Евгеньевна Утенкова опытный педагог с высшим образованием и двадцатитрехлетним педагогическим стажем работы. Выпускники ее класса, почти ежегодно, становятся студентами различных средних и высших музыкальных учебных заведений. А те, которые избирают другой вид деятельности, все равно продолжают музицировать, таким образом, расширяя свой круг общения.

В нашем оркестре, который носит красивое название «Русские узоры» не бывает недостойных детей, серых личностей. Здесь каждый ребенок, с первых шагов, чувствует себя как дома. Оркестр становится его второй семьей. Эта настоящая гордость для педагогов. Когда ребенок ходит в оркестр с душой, он способен многого добиться в своем музыкально-интеллектуальном образовании. Когда у педагога и ученика складываются добрые творческие отношения, тогда им не страшны ни какие преграды и трудности. Они все-равно добьются успеха.

Мы гордимся своими учениками, особенно теми, которые в будущем достигают определенных вершин в своей, не обязательно музыкальной, профессии. Ведь музыка и теплые отношения, существующие в нашем оркестре, останутся у них в памяти навсегда.

С помощью интернета мы стараемся поддерживать связь с бывшими своими учениками, где бы они ни находились. А география их обширна. Некоторые из выпускников оркестра, в связи со сменой жительства,  продолжили свое музыкальное образование за  рубежом. Так, Курбанова Анара                                                  занималась музыкой в городе Namur (Бельгия), Заводин Александр закончил музыкальный колледж в Праге (Чехия), Наталья Зырянова — в г. Дюссельдорфе (Германия), Мартишин Евгений, после окончания музыкального колледжа и института культуры, работает концертмейстером народного хора в городе Белгороде (Россия).

Казалось бы, я только начал работать с оркестром, а уже пролетело более тридцати лет. Настало другое время, изменились политические отношения, теперь уже, между разделенными государствами, совершенствуются и повышаются требования к музыкальному образованию.  Исходя из своего опыта работы с детьми в оркестре, я могу смело заявить: что оркестровое музыкальное образование более эффективное, чем индивидуальное, так как имеет свою методическую системность и комплексность. Ведь комплексный подход по обучению игре на музыкальных инструментах был разработан и успешно внедрен еще в пятидесятые годы прошлого века Константином Кирилловичем Ошлаковым. Этот метод стал приемлем и в нашей оркестровой практике.  Постоянно эволюционируя его, мы добились определенной системности в образовании и воспитании. У оркестрантов возросло коллективное самосознание в достижении высоких  знаний и исполнительских навыков. Игра в оркестре приучает детей к ответственности, взаимопомощи. Прогрессирует развитие музыкально-гармонического слуха, совершенствует рефлекторно-мышечный аппарат, развивает реакцию.

После двух лет обучения в оркестре,  ребенок становится настоящим виртуозом, владеющим беглой читкой нот, что помогает за одну-две репетиции разучивать и исполнять музыкальные произведения до пяти и шести знаков альтерации, да еще и в быстром темпе. Системный комплексный метод помогает оркестранту осваивать параллельно два музыкальных инструмента, что является неотъемлемым требованием учебной программы музыкально-оркестровой студии.

Немудрено, что выпускники нашего оркестра становятся желанными студентами Алматинского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского, о чем свидетельствуют благодарственные письма от администрации данного учебного заведения.

За тридцать с лишним лет детский оркестр «Русские узоры» Дома школьников №3 г. Алматы накопил немало лестных отзывов, благодарственных писем, сертификатов и грамот, в которых отражается творческий потенциал учебно-педагогического коллектива. А сами оркестранты — прямые участники всех творческих достижений, не переставали и сейчас не перестают  удивлять своим исполнительским мастерством профессиональных музыкантов.

Антон Перменев настолько виртуозно владел баяном, что на наши концерты постоянно приходили преподаватели музыкального колледжа и консерватории. До самого окончания учебы Антон был непревзойденным солистом оркестра. Своей блестящей игрой на домре и фортепиано покоряла сердца слушателей, и Анастасия Желтова. Аккордеонистка Ганиева Венера, после окончания нашей музыкально-оркестровой студии, а затем музыкального колледжа, освоила саксофон и, закончив Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы, стала профессиональной саксофонисткой.

И сейчас новое поколение придерживается  профессиональных традиций своих старших товарищей по оркестру, продолжая совершенствовать свое исполнительское мастерство.

К блестящим музыкантам молодого поколения можно с уверенностью отнести таких пианистов и домристов, как Екатерину Шамсутдинову,  Гриджан Викторию, Борзых Ксению, Перфильеву Юлию. Печенкину Веронику, баяниста и балалаечника Артура Шавалеева, пианиста и контрабасиста Соколика Даниила и его старшего брата — ударника и баяниста Соколика Кирилла, балалаечников и пианистов — Секенова Даулета,  Евсина Даниила и домристку Екатерину Утенкову, которая уже более десяти лет играет в оркестре. Эти юные музыканты, с огромным творческим потенциалом, помогают своему оркестру завоевывать престижные премии на республиканских и международных фестивалях.

У детского оркестра «Русские узоры» много друзей среди мастеров искусств. Под аккомпанемент нашего оркестра пели известные певцы Казахстана и России. Прекрасные выступления 2000-2002-х годов были с заслуженными артистами Казахстана, актерами Казахского государственного академического русского театра юного зрителя (ТЮЗ), Виктором Ашаниным и Валерией Крымской, с солисткой корейского музыкального театра Зоей Викторовной Ким, солисткой Казахской государственной капеллы им. Б.Байкадамова лауреатом международных конкурсов Розой Бакбергеновой, с залуженной артисткой РК. Диной Хамзиной, профессором Казахского национального женского педагогического университета, обладателем премии «Гран При» Агайшой Шермухамедовной Исагуловой. Музыканты и выпускники оркестра с трепетом вспоминают творческий союз, который сложился с прекрасной российской певицей из Санкт-Петербурга, лауреатом международных конкурсов Екатериной Алабиной.

Известным казахстанским музыковедом и телеведущим Юрием Петровичем Аравиным в 2003 году была отснята телепередача «Музыка имен», с участием Е. Алабиной и нашего оркестра. Были записаны прекрасные романсы А. Даргомыжского.

Детский оркестр народных инструментов «Русские узоры» — участник многих городских, областных, республиканских и международных фестивалей и конкурсов. Одним из престижных конкурсов для нас явился международный фестивальный конкурс им. Я.Ф. Орланского-Титаренко, который проходил в 1992 году в городе Бишкеке (Киргизия). В этом профессиональном состязании оркестр выиграл диплом Первой степени и стал лауреатом. Это был первый серьезный экзамен на профессионализм нашего оркестра.

К числу не менее престижных фестивалей, на которых оркестр становился лауреатом, можно отнести 3-й международный фестиваль соотечественников «С Россией в сердце», проходивший в городе-герое Смоленске в 2006 году.  Поездку на этот фестиваль спонсировало Посольство Российской федерации по рекомендации Ассоциации Русских Славянских и Казачьих организаций Казахстана, во главе, которой стоят два прекрасных человека — Сергей Александрович Терещенко (Председатель) и его 1-й заместитель Анатолий Петрович Чесноков.

Благодаря заботе и материальной помощи этих людей у оркестра появилась возможность делать концертные вояжи по республике, принимать участие в различных фестивалях, проводимых в казахстанских городах — Астане (столице Казахстана), в Атырау, организовывать сольные концерты.

В 2010 году наш коллектив стал дипломантом международного фестиваля «Прииртышские напевы», проходившего в г. Семее (Семипалатинске), в 2011 году оркестр участвует в профессиональном международном конкурсе вокалистов «Романсиада-2011», где с честью аккомпанирует молодой алматинской певице, студентке Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, Анастасие Кожухаровой, завоевавшей второе место.

Оркестр ежегодно участвует в различных творческих и благотворительных мероприятиях, организуемых АРСК, Генеральным консульством России, Православным храмом Владимирской Иконы Божией Матери, находящимся на станции Чемолган (в окрестностях Алматы), настоятелем которого является неутомимый протоиерей Сергий Казимиров, а также Казахстанской Православной Епархией, руководимой Его Высокопреосвященством митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром.

Ежегодные фестивали (организованные АРСК),  посвященные Дням Славянской письменности и культуры породнили наш оркестр с прекрасным и  уютным городом Талдыкорганом.

Постоянно, в казахстанских СМИ,  выходят многочисленные статьи и очерки о деятельности детского оркестра «Русские узоры» Дома школьников №3, интернет-порталы  пестрят адресами радио и видеосюжетов о нашем оркестре:

 — «И звуки музыки…» 1987 г.

 — «Пингвин в Алма-Ате» радиостанция «Смена»  1992 г. (Москва)

 — Радиостанция «Азамат» 1992 г.

 — «Шанс» телепрограмма для молодежи   1997 г.

 — «Наш дом-Казахстан» телемарафон, посвященный Дню языков народов Казахстана   2000 г.

 — «Мелодии дружбы»  телеканал «Казахстан-1»  2001 г.

 — Телесюжеты на канале «31»  1996-1997 гг.

 — «Музыка имен» — телепередача Ю.П. Аравина, посвященная русскому композитору    

   А. Даргомыжскому. Телеканал «Южная столица»  2003 г.

 — Телеканал «Хабар»  2010 г.

 — Телепередача «Шанырак», телеканал «Мәдениет» 2011 г.

 — Телепередача «Мой Казахстан», телеканал «Мәдениет»  2012 г.

Евгений Простомолотов 

Лауреат международных конкурсов,

Отличник образования, заслуженный деятель культуры

Республики Казахстан

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Русские Узоры — рапсодия моей мечты

Статья расскрывает организационные аспекты в начале формирования детского, творческого, музыкального коллектива, инновационного подхода к проблеме системного музыкального воспитания в условиях оркестрового музицирования.

Читать далее...

Сиситемный подход к музыкальному воспитанию детей в оркестровом классе

В статье раскрывается тема инновационного подхода к коллективному музыкальному образованию и влияние его на воспитание ребенка, обучающегося игре на музыкальных инструментах в оркестре

Читать далее...

Коллективное самосознание в музыкальном воспитании

В статье дается попытка раскрыть важные педагогические аспекты в области музыкального воспитания ребенка средствами коллективного музицирования.

Читать далее...

Музыкальное воспитание в детском коллективе

В статье высказываются инновационные взгляды музыкального образования и воспитания средствами коллективного музицирования, а также описывается комплексный подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Читать далее...

Русский оркестр с казахским колоритом

В статье рассматриваются вопросы межнациональных отношений между детьми средствами оркестрового музыкального воспитания.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.