Против кого воевал Батый?

        
         2 комментария

Против кого воевал Батый?

Кажется, что эта тема в истории хорошо изучена и понятна всем и каждому: язычник-монгол воевал против всех. Однако, некоторые факты, вопреки объяснениям учёных, по-прежнему остаются упрямыми свидетелями того, что не всё было так просто…

Рассмотрим некоторые факты, приведённые современниками.

Начнём с того, что говорят о нашествии Батыя (или Бату) западные хроники:

«[Послание Генриха Распе, ландграфа тюрингенского 101 герцогу Брабантскому 102 о татарах. 1242 г.]

Я услышал от брата Роберта из Фелеса, что без колебания тартары эти разорили семь монастырей братьев его.

[Послание аббата монастыря Святой Марии в Венгрии]:

Они спят в церквях с женами своими, а из других мест, богом освященных, о горе! делают стойла для коней.

[Послание Иордана, провинциального викария францисканцев в Польше].:

…а места, освященные богом, оскверняют…

Знайте же, что уже пять монастырей проповедников и две кустодии братьев наших целиком уничтожены …» (Матвей Парижский)

«Папа… удивляется такому огромному избиению людей, произведенному Татарами, и главным образом христиан, а преимущественно Венгров, Моравов и Поляков, которые подвластны ему…» (Иоанн де Плано Карпини, Архиепископ Антивариский).

Выходит, что татары и Батый были ненавистниками христиан, которых нещадно уничтожали в Европе.

А что же нам известно об отношении Татар к христианам на Руси?

В 1261-м году в столице Орды Сарае была учреждена Сарайская православная епархия и правящий на тот момент Берке (религией которого считается ислам) не препятствовал этому. Татары не просто лояльно относились к православию, они даже поддерживали его, освободив духовенство от уплаты дани, а Орда давала православной церкви ярлыки, по которым любое поношение веры и, тем более, разграбление церковного имущества карались смертной казнью.

И даже Татищев упоминает о том, что большинство современных ему христианских монастырей и храмов построены в период подчинения Руси Орде.

Выходит, что татары позитивно относились к православию, но негативно воспринимали католицизм?

Что же говорят о вероисповедании самих татар хроники?

Русские летописи называют татар «окаянными», «беззаконными» и «иноплеменцами погаными», но, увы, это никак не характеризует их в плане вероисповедания. Обратимся к западным хронистам.

Матвей Парижский:

«Это сказал Петр, архиепископ Руссии, бежавший от тартар:

Когда его спросили о вероисповедании [их], он ответил, что они веруют в единого владыку мира, и когда отправили посольство к рутенам, поручили [сказать] такие слова: "Бог и сын его — на небе, Чиархан — на земле".

Об обрядах же и верованиях их сказал: "Повсюду утром они воздевают руки к небу, поклоняясь творцу… И говорят они, что предводитель их — святой Иоанн Креститель. "

Они полагают и говорят, что будет у них суровая схватка с римлянами, ибо они называют всех латинян римлянами, и они боятся чудес, [так как веруют, что] приговор о будущем возмездии может меняться.

[Послание некоего венгерского епископа  парижскому епископу]

…Я спросил, кто те, что учат их грамоте; они сказали, что это люди бледные, они много постятся, носят длинные одежды и никому не причиняют зла

[Донесение о татарах, сообщенное в Лионе 130 доминиканцем Андре 1245 г]:

Также брат, которого спросили о религии их, ответил, что они верят, что есть один бог, и имеют свои обряды, которые всеми должны соблюдаться под угрозой наказания.»

Иоанн де Плано Карпини, Архиепископ Антивариский описывает татар так:

«, более повинуются своим владыкам, чем какие бы то ни было люди, живущие в сем мире или духовные, или светские, более всех уважают их и нелегко лгут перед ними. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает никогда. Там не обретается также разбойников и воров важных предметов…

Взаимной зависти, кажется, у них нет; среди них нет почти никаких тяжебных ссор; никто не презирает другого, но помогает и поддерживает, насколько может, по средствам. Женщины их целомудренны…

Раздоры между ними возникают или редко, или никогда…»

Об императоре:

«Говорили нам также христиане, принадлежавшие к его челяди, что они твердо веруют, что он должен стать христианином; и явный признак этого они видят в том, что он держит христианских клириков и дает им содержание, также пред большой своей палаткой имеет всегда христианскую часовню; и они поют всенародно и открыто и звонят к часам, согласно обычаю Греков, как и прочие христиане, как бы велика там ни была толпа Татар или также других людей; другие вожди этого не делают.»

Учитывая, что описывается народ XIII века, а в тот период в рамках христианства было не одно течение, то очень трудно предположить, что татары не имеют никакого отношения к учению Христа.

Рассмотрим дальнейший текст отчёта Карпини, в котором он описывает географию похода Батыя: «Совершив это, они вступили затем в землю Турков, которые суть язычники, победив ее, они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии.

Возвратившись оттуда, они пришли в землю Мордванов, которые суть язычники, и победили их войною.»

Мордванов и турков Карпини смело причисляет к язычникам, употребляя «суть язычники», однако он избегает применять этот термин к русским и никак не называет Татар. Если Татары были язычниками, проще было написать: «Татары — суть язычники», но он по какой-то причине никак их не называет, акцентируя внимание читателя на «языческих элементах» обрядов. А ведь, с точки зрения человека несведущего, любой христианский обряд выглядит как идолопоклонство чистой воды…

И русских архиепископ не называет ни язычниками, ни христианами, но о принятии Русью крещения по греческому обряду задолго  до рождения архиепископа  хорошо известно (и ему самому в том числе).

Есть ещё один интересный момент в хронике Матвея Парижского:

«[Послание от Г., главы францисканцев (?) в Кёльне, включающее послание от Иордана и от главы в Пинске (?) о татарах. 1242]

…а мирных людей, которых побеждают и [160] подчиняют себе как союзников, а именно великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, превращают в своих воинов, возникает опасение, как бы все христианство не подверглось уничтожению…»

Католический монах говорит о «еретиках» и «лжехристианах», разберёмся с этими терминами.

Эпоха средневековья в Европе ассоциируется у большинства с инквизицией и сожжёнными ею еретиками. Но кого же католическая церковь называла «еретиками» и «лжехристианами»?

Как уже упоминалось, в период становления христианства как религии (в период выработки единой «идеологической базы»),  существовали различные группы последователей учения Христа, которые имели собственные особенности: арианство, манихейство, несторианство, катаризм, богумильство и т.д.  Часть из них были признаны «ересью» и византийцами (восточной, православной или греческой церковью) и латинянами (римско-католической или западной церковью) — арианство, манихейство…  Другая же часть (катаризм и богумильство) была признана восточными христианами православными, а   прелатами западного течения христианства объявлена «ересью» и последователи этих течений методично уничтожались инквизицией и в ходе специальных операций — крестовых походов.

Фактически западные летописцы употребляют термин «христиане» только по отношению к верующим римско-католического толка, называя остальных последователей учения Христа «схизматиками», «лжехристианами» и «еретиками».

Предложения от католических прелатов государи получали регулярно. Согласно хронике Матвея Парижского, в 1244 году папа Инокентий-4 предложил Батыю "...принять истинную веру...", на что тот ответил требованием покорности всех европейских правителей, подтвердил своё царское происхождение и право на владение миром на основании христианской Псалтири и поставил под сомнение право Папы говорить от имени бога.

В свете вышеизложенного получаем, что татары явно не были язычниками… Даже название «татары» имеет два варианта написания: [tatari] (название, приписываемое Людовику, который обещал отправить армию завоевателей в библейский Тартар) и [tutor] (опекун, защитник — в переводе с латинского).

Продолжим рассматривать события века XIII. В Европе Батый, действительно, воевал исключительно против крестоносцев. Об «антипатии» к римско-католической церкви говорит и благосклонность Батыя к Александру Невскому, известному своими победами над  крестоносцами (Александр Ярославич получил во владение Владимир и даже Киев).

Явная симпатия Батыя прослеживается и по отношению к «неокатоличенной» Литве (которую даже Папы избегали называть «языческой»): кроме того, что Великое княжество Литовское, Русское и Жаймотское никогда не подчинялось Орде,  Миндовг получил статус Великого князя Руси (остальные русские князья носили статус Великих князей владимирских, киевских, суздальских и т.д.).

Более того, дружеские отношения Литвы и Орды комментирую даже католические прелаты: булла папы Климента VI (от 20 января 1268 г.) вспоминает о крестовых походах, которые чешский король проводил против "литвинов и других неверных (Lituanorum et aliorum infidelium), которые соединены, как сообщают, проклятым союзом с татарами".

Не случайным, в таком случае, выглядит и объединение Тевтонского ордена и ордена Меченосцев в 1237 году, как раз накануне нападения Батыя на Русь.

Если, как мы убедились, Батый воевал с католиками, то чем же объяснить его нападение на Русь? Ведь Русь приняла христианство византийского обряда задолго до описываемых событий…

Рассмотрим события в Европе.

В 1204 году Константинополь захвачен крестоносцами, на территориях Византии создаётся Латинская империя и несколько других государств. Греческие государства: Никейская империя (1205-1261), Трапезундская империя (1204-1461), Эпирское царство (1204-1479).

Фактически мы видим, что Византия, с которой Владимир заключал союз в 988 году (приняв христианство восточного обряда), прекратила своё существование. Русские князья оказались в достаточно сложной ситуации в плане подчинения: с одной стороны, на престоле в Константинополе находился латинский патриарх, а кафедра православного патриарха с 1206 года находится в Никее (которую, в тот период, отнюдь не все признают наследницей Византии)…

Известно письмо папы Иннокентия IV Александру Невскому, в котором есть следующие строки: «… Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из Ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни.»

Сам Карпини сообщает, что на выборах в Каракоруме Ярослав находился с ним рядом в отдалении от других. Возможно, что убийство князя Ярослава в Орде и было вызвано его откровенным интересом к латинской вере. А архиепископ сам описывает, что общался он не только с Ярославом. В списке тех, с кем общался Карпини, значатся: Данила Галицкий с братом, князья Роман и Алога, и некий князь(?) — посол князя Черниговского…

Папы были заинтересованы в распространении христианства западного образца на восток, чего никак нельзя сказать о татарах…

Даже дата учреждения Сарайской епархии (1261 год), просуществовавшей до принятия правителем Орды Узбеком ислама, совпадает с годом восстановления Византийской империи (никейский император Михаил VIII Палеолог вернул Константинополь в 1261 году).

Так что не всё в нашей истории просто…

Полный материал читайте на сайте: http://yasynia.narod2.ru/.

Реклама

Комментарии

Данил Фаридович

орду развалила лишь алчность,предательство и зависть... кстати щас в россии похожая ситуация,многие люди стали жадными и алчными завистниками,неужели нашей родине тоже скоро Пиздец???

24 апреля 2012

Николай

Данил Фаридович!Вы свои комментарии написали сразу ,как прочитав эту статью.Хотя я наткнулся на Ваш отзыв больше чем через 3 года это ничего не меняет. Если Вы ,когда я пишу этот отзыв, находитесь на уровне ноль минус 2 метра этот отзыв прочтут другие идадут другиемысли ,отличающие от Ваших. С уважением Николай.

30 августа 2015

 

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «против»

Все синонимы к слову ПРОТИВ вы найдёте на Карте слов.

Русь

Спустя века
Встает из пепла Русь
Пройдя тернистый путь
От племя до державы...

Читать далее...

Сто городов Эльзаса по «Дороге вин» Франции

Количество жителей в старинных городах виноделов небольшое. Размеры этих городков хорошо способствуют сохранению старинных традиций, а сами городки представляют собой каменные островки в океане зелени виноградников.

Читать далее...

К вопросу о законопослушности европейцев

Европейские авторы, да и наши сторонники западнизации России, любят пройтись по Русской истории. Одна из их любимых тем: «кровожадность», «жестокосердность» русских. Мол, русские варвары, их правители отличались необычайной лютостью, пролив реки крови.

Читать далее...

190 лет назад умер Наполеон

Гроза румяных и изнеженных монархий, за четверть века сокративший население Европы миллионов на 20, сплотивший против себя исторических антагонистов Британию, Испанию, Германию, АвстроВенгрию и Россию, наместник дьявола на земле, одно свидание с которым стоило графу Монте-Кристо полжизни в зиндане, усоп в благородной изоляции «под сдержанный шепот врачей».

Читать далее...

Талер Бистум Седисваканц

Бистум Седисваканц — крупный талер,
Тонко прочеканены гербы,
Вспомнишь почему-то старый Таллинн,
Переулки собственный судьбы…

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.