Антифриз. Сталинградская битва

        
         оставить комментарий

Антифриз. Сталинградская битва

В районе Сталинграда в 1942 году морозы ударили рано (2-3 ноября). Остро встал вопрос об обеспечении танков, самолетов, автотранспорта антифризом. Вода в радиаторах в условиях морозов в степи и при ветре резко снижала боеготовность техники. И доставлять ее было сложно. Войскам требовалось не менее 20-30 тонн этой бесценной зимой жидкости. От этого зависела наступательная способность наших войск.

Запасы антифриза были под Москвой. Но как перебросить их в кратчайшие сроки под Сталинград?! Авиаторы предложили: перевезти антифриз с помощью грузовых планеров.

В тот период под Москвой были сформированы два авиапланерных полка (АПП) на аэродромах в районах г. Киржач и п. Тейково (Подмосковье). В полках были на вооружении планеры «А-7», «Г-11» и буксировщики «СБ», «ДБ-3», «ЛИ-2». Все пилоты прошли специальную подготовку для полетов ночью и были готовы к выполнению боевого задания. Планеры «Г-11» имели простую конструкцию и управление - две педали и штурвал. Они изготавливались в основном из авиационной фанеры. А технология изготовления настолько проста, что планеры могли выпускать даже мебельные фабрики наряду с авиазаводами. После отцепки от буксировщика (ручка слева от пилота) планер бесшумно планировал и мог совершить посадку на необорудованной площадке (скорость около 80 км/час). Полеты совершались в основном ночью, и на планерах стояла специальная фара. Обычно десантно-грузовые планеры рассчитаны на одноразовое боевое применение. После посадки их использовали в Сталинграде на дрова.

Операция «Антифриз» началась 12 ноября 1942 года поздно вечером в сложных условиях: низкая облачность, ветер, мороз, снег, ограниченная видимость. Да и пилотировать тяжелогруженый планер (5-6 двухсотлитровых бочек) не просто. Полет - 4-5 часов на предельно низкой высоте (менее 100 метров) до первой посадки под Тулой или под Саратовом на стометровом буксировочном тросе требовал от пилота огромного напряжения всех сил. В ночном полете один ориентир - раскаленные патрубки двигателей буксировщика. Связи с ведущим не было. Пилоты потом говорили: «Карабкались к Сталинграду на пузе». Через час такого полета в глазах все двоилось, появлялись миражи… Ниже пояса тело пилота коченеет (через щели «свищет» ветер), а выше пояса - весь в поту (сложнейшее пилотирование!).

В Саратове (аэродром «Энгельс») - ночная посадка. Затем короткий отдых - и опять взлет в темноте. Уже через 2-2,5 часа полета - Сталинград! Весь рейс занимал 8-9 часов изнурительного полета.

Не обходилось и без потерь: ночные истребители «МЕ-110» («Совы») Люфтваффе охотились в первую очередь за планерами. Бились, к сожалению, и на посадках: неимоверная усталость пилота, управляемый с большим трудом тяжелогруженый планер, ветер, ночь… Особые сложности - в воздухе в районе Сталинграда: тут фашистские истребители старались атаковать планеры в предрассветное время при заходе на посадку (аэродром «Жутово»).

В Москве в штабе перелета получали и грустные радиограммы «32751» (самолет не прилетел) или «55427» (пилот планера убит).

За четверо суток с 12 по 16 ноября 1942 г. мужественные пилоты-планеристы обоих полков выполнили около шестидесяти смертельно-опасных полетов и доставили войскам в Сталинград около 50 тонн антифриза. Таким образом молодые пилоты-планеристы внесли большой вклад в общую победу.

Заметим, что переброска по воздуху на планерах такого количества груза и масштаб операции не имели аналогов в мире.

Все пилоты, участники операции «Антифриз» были отмечены благодарностью наркома СССР и поощрены месячным окладом. Много позже их наградили медалями «За оборону Сталинграда».

Руководили операцией командир большой десантной группы подполковник Д.А. Кошиц, нач. Саратовской высшей авиационно-планерной школы подполковник М.С. Одинцов




Летчик Д.А. Кошиц (справа) и механик Б.Н. Подлесный у самолета АИР-3

Реклама

Комментарии

Вам будет также интересно

Синонимы к слову «битва»

Все синонимы к слову БИТВА вы найдёте на портале Викислово.

Задачи дипломатии СССР в начале Великой Отечественной войны

Главной конкретной задачей советской дипломатии было объединение всех сил, противостоящих блоку фашистских агрессоров: создание коалиции СССР, Великобритании, США и других стран, готовых к сотрудничеству в войне.

Читать далее...

Советский автопилот оказался хитрее натовской ПВО

Как обычно, самолет уверенно оторвался от земли. Но едва летчик начал набирать высоту, сильнейший удар потряс истребитель. Возможно, в воздухозаборник попала птица. Случилось это на 41 -и секунде полета, на высоте всего 90 метров! Резко упала скорость, МиГ начал снижаться...

Читать далее...

Московская конференция 1941 года о военных поставках

На Московской 1941 года конференции были приняты важные решения о сотрудничестве трех держав в борьбе против общего врага. Правда, активные действия против германских войск вел только Советский Союз. В таких условиях США и Англия изъявили готовность внести некоторый вклад в снабжение советских войск танками, самолетами и другими материалами. Однако эти поставки могли иметь практическое значение лишь следующей весной.

Читать далее...

Политика в отношении военнопленных двух мировых войн в России и Сибири

В статье сравнивается политика в отношении военннопленных Первой и Второй мировых войн, оказавшихся в России и Сибири в частности.

Читать далее...

Кем был Штирлиц на самом деле

У героя Юлиана Семенова был реальный прототип: гауптштурмфюрер СС Вилли Леман, шеф реферата общей контрразведки гестапо. Чистокровный немец, он в годы Первой мировой войны и в 20-е годы служил в полицейской контрразведке. Уже тогда Леман крайне отрицательно относился к гитлеровским молодчикам, но это проявлялось лишь в его высказываниях в узком дружеском кругу.

Читать далее...

Добавить статью

Приглашаем вас добавить статью и стать нашим автором

Поделитесь с друзьями

Статистика

©  Интернет-журнал «Серый Волк» 2010-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу журнала.